Путин подвесил Чубайса
Итак, комиссия Ростехнадзора назвала причины ужасной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС – не выдержали крепления крышки гидроагрегата. В результате – 75 погибших и разрушенная станция. Называются и виновные в крупнейшей за последние годы техногенной катастрофе. В этом списке под номером «один» значится имя Анатолия Чубайса, который почти десять лет назад подписал акт приемки Саяно-Шушенской ГЭС в эксплуатацию. Впрочем, построена она была гораздо раньше, в те времена, когда Анатолий Борисович еще не был генералом отрасли и даже, думаю, не планировал им когда-нибудь стать. Но советские начальники, судя по всему, были подальновиднее и поосторожнее Чубайса – никто из них свою подпись под разрешительным документом не поставил. Видимо, понимали, что рано или поздно беды не избежать. А вот Чубайс поставил. Впрочем, он и сегодня уверен, что поступил правильно. Дескать, «малоизвестно, но энергетики долгие годы были вынуждены работать с высокими рисками: имеющихся ресурсов хватало лишь на самые критические узлы энергосистемы страны». Странное, если вдуматься, заявление. И, конечно, совершенно большевистское. Потому что риски рискам – рознь. Если я правильно понял, то Анатолий Борисович, рванув на груди рубаху, «в интересах дела» подписал документ и рискнул жизнями десятков и сотен людей. (А о том, что могло бы произойти в случае прорыва плотины, даже думать не хочется.)
Однако визги «Чубайса в тюрьму!!!» оставим Жириновскому и его верному электорату. Мы же понимаем, что подписание того документа было чистой формальностью – станция работала и до Чубайса. Надо думать, никто бы не стал ее останавливать, если бы глава РАО «ЕЭС России» в 2000 году демонстративно отказался визировать сомнительный документ. И, тем не менее, комиссия Ростехнадзора объявляет Чубайса главным виновником катастрофы. (Ведь раз на первом месте в списке его имя, значит, конечно, он и есть главный! И никто нас в обратном не убедит.)
Но вот вопрос: когда глава этого надзорного ведомства г-н Кутьин назначал Чубайса основным ответственным за гибель людей, он действовал по собственному усмотрению или все же с кем-то проконсультировался? Так вот, учитывая, что Анатолий Чубайс в нынешнем политическом раскладе фигура абсолютно уникальная и особенная, думается мне, выбор главы Ростехнадзора не случаен. И, почти не сомневаюсь, не самостоятелен.
В связи с этим возникает следующий вопрос, который наверняка волнует и самого Анатолия Борисовича: а что, действительно, его могут, говоря языком нынешних кремлевцев, «закрыть», а другими словами – реально посадить в тюрьму? Я думаю, излишне объяснять, что такая угроза в отношении Чубайса может исходить только от одного человека в стране и мире – Владимира Путина. Тут предвижу шквал негодующих реплик. Дескать, зачем же Путину расправляться с тем, кто верой и правдой служит ему уже десять лет и кладет на алтарь этого служения не только свой легендарный и уже почти мифологизированный профессионализм, но и репутацию человека либеральных взглядов, идеолога и конструктора чуть ли не всех посткоммунистических реформ в России? К тому же не так много в окружении Путина людей с человеческими лицами, чтобы ими разбрасываться, что называется, «за здорово живешь». Впрочем, почему же «за здорово живешь?»
Мы знаем, что Владимир Владимирович человек – как бы это помягче сказать – прагматичный. Поэтому все эти слюнявые «верой и правдой десять лет» ровным счетом никакого значения не имеют. Вопрос только в том, полезно ли для Путина посадить Чубайса? Впрочем, и в таком виде вопрос сформулирован не слишком точно. Правильнее так – когда наступит оптимальный момент для расправы над Чубайсом? А ответ на поверхности – в наиболее острый для власти период. Просто надо отдавать себе отчет в том, что любые репрессии в отношении столь одиозной личности, как Анатолий Чубайс, поддаются сухому математическому анализу. И совершенно не исключено, что в какой-то момент, когда на очередные пикалево надо будет выбрасывать очередные миллиарды долларов, Путин решит, что время пришло. Что, посадив Чубайса, он сэкономит на этом столько-то и столько-то и получит передышку на такой-то период.
Понимает ли сам Анатолий Борисович, что перспектива выступить в роли жертвенного агнца для него вполне реальна? Конечно, понимает. Другое дело, что о конкретных сроках говорить рановато – Чубайс на эту премию пока только номинирован. Впрочем, многое уже может проясниться в ближайшее время, когда последует реакция прокуратуры на доклад комиссии Ростехнадзора. Пока, правда, прокурорские заявили, что выводы комиссии не будут иметь для них «решающего» значения. Другими словами – автоматически уголовного дела против Чубайса заведено не будет. Что вовсе не исключает данного исхода по итогам расследования самой прокуратуры.
Случись такое, российская либеральная общественность немедленно встанет на защиту Анатолия Чубайса. И, разумеется, правильно сделает. Потому что если Чубайса и предадут суду, то вовсе не за то, что ему будут инкриминировать. Но, справедливости ради, заметим, что и сам Анатолий Борисович знал, в какие игры он играл. А главное – с кем. Словом, его судьба – его личный выбор.
Фотография РИА Новости