Воля к смерти, или Эра Вертухая
История с травлей Александра Подрабинека отшумела, и можно подвести некоторые итоги. Определимся с позициями. Всю свою сознательную жизнь автор этих строк был и остается антикоммунистом и, соответственно, антисоветчиком. Но дело не в моих убеждениях и гражданских чувствах. Дело в том, что в истории с Александром Подрабинеком российская политическая элита отчетливо продемонстрировала суицидальные наклонности. Свистопляска вокруг шашлычной «Антисоветская» и статьи «Как антисоветчик антисоветчикам» свидетельствует о том, что российский политический класс окончательно выбросил на помойку идеалы Демократической революции 1991 года.
Мы стали свидетелями уникального исторического феномена: элита общества отвергает событие, сформировавшее и конституировавшее эту элиту. Забудем о моральной стороне дела; говорить с этими господами о морали — занятие бессмысленное. Поговорим об элементарном инстинкте самосохранения. Нынешние хозяева жизни получили то, что получили, благодаря историческому выбору народов России и всего Союза, оформленному в августе 1991 года. То есть той самой антисоветской и антикоммунистической революции, которая привела их к власти и собственности.
Вы представляете себе ситуацию, в которой римский папа ex katedra возглашает, что единого Бога нет, Иисус из Назарета был простым смертным и никто не в праве глумиться над чувствами язычников, отдавших свою жизнь великому делу построения языческого Рима. При первых попытках сформулировать такое послание «городу и миру» несчастного объявят сумасшедшим и запрячут в самом глухом монастыре.
В глазах ориентированного на либеральные ценности сегмента российского общества (как показывают социологические опросы, это не менее 20-30 млн наиболее модернизированных граждан — новые хозяева жизни) —это историческая плата за выход России из тупиковой колеи исторического развития и переход к нормальному порядку вещей. В 1990-1993 годах зрелые и вменяемые люди отдавали себе отчет в том, что в ядерной стране гражданская война станет окончательной катастрофой. Ее можно было избежать единственным способом: предложив советским начальникам обменять свои властные позиции на собственность, что и произошло. Так вот, в глазах либерально ориентированной части общества эта элита может быть терпима постольку, поскольку она не только самозабвенно гребет под себя, но и гарантирует базовые либеральные ценности. Но если означенная элита демонстративно расплевывается с краеугольными символами либеральной революции — она утрачивает последние оправдания своего существования.
Советское неотделимо от коммунистического. Если вы отрекаетесь от антисоветского, то объявите Реставрацию, издайте акт о национализации крупной частной собственности, арестуйте счета на Кайманах, конфискуйте особняки под Москвой и расселите в них демобилизованных офицеров, выставьте на международные торги бесчисленные виллы, замки и имения, накупленные российскими богатеями (они же — чиновники и политики) по всему свету, и т.д. Если же вы не готовы к такому развитию событий, то не надо играться с огнем.
Кто станет на вашу сторону в критическую минуту, господа? В глазах не только ветеранов, но и большинства простых советских людей старшего поколения все вы без изъятия — вороны, расклевавшие и растащившие великую державу, воры, расхитившие народное достояние, предатели и коррупционеры. Офисному планктону на вас наплевать. Несчастный форд-фокус и квартиру, за которую предстоит двадцать лет расплачиваться с банком, у него никто не отнимет. Малый и средний бизнес вас ненавидит. Разложившиеся силовики более всего будут озабочены собственной судьбою. Причитания о «лихих 90-х», восхваление «эффективного менеджера», бешеное антизападничество и великодержавная риторика окончательно оттолкнули от вас либерально настроенную интеллигенцию. Давать сегодня отмашку на травлю Подрабинека больше, чем рубить сук, на котором сидишь. Это запереться в квартире изнутри, выбросить ключи в окно и поливать бензином пол из припасенной канистры…
В статье Подрабинека есть неудачный пассаж о заградотрядах, лагерях и расстрельных полигонах, за который ухватились идеологи движения «Наши». Вертухаи, палачи и комиссары по большей части просто не дожили до сегодняшнего дня. Дело не в них. Дело в массовом пожилом человеке, для которого «советское» — значит «свое». Самые искренние, житейски порядочные, преданные советской власти люди, научившиеся слепо верить начальству, но не научившиеся думать, служили безбожной силе, утверждали бесчеловечный тоталитарный режим, растратили чудовищные человеческие и материальные ресурсы на принципиально несбыточную химеру, завели Россию в исторический тупик, из которого она если выберется, то не раньше второй половины XXI века. За это все они несут историческую ответственность перед своим народом и человечеством.
Помните, во второй половине 90-х шли разговоры об эре Водолея, приход которой будет сопровождаться большими потрясениями. Чаще всего разговоры кончались тем, что эра Водолея окажется эрой России, которая чудесным образом станет во главе человечества. Ожидания не оправдались, эра Водолея не случилась. Настала эра Вертухая. В сущности, все не так страшно, хотя и противно. Утешает одно — по фундаментальным обстоятельствам это ненадолго.
Автор — доктор философских наук
Фотографии РИА Новости