Диссиденты и политики
Эти два множества могут пересекаться, примеры редки да метки: Гавел, Мандела…
О диссидентах — рядовых министрах, того ниже, рядовых чиновниках я не слыхал. Может, правда, они меньше известны.
Во всяком случае, в русской, российской истории перекрестов диссидентов и политиков не было. Ни один диссидент не имел отношения к управлению государством, к власти.
Кстати, диссиденты — народ скорее уважаемый, часто даже противниками.
Политики — народ скорее презираемый, часто даже сторонниками.
Понятно: диссиденты считаются бескорыстными, политики — корыстными (не обязательно на уровне кармана, хотя в конечном счете…).
Политик стремится к власти, диссидент — к идеалу.
Для политика критерий истины — успех, а судьи — спонсоры и избиратели.
Для диссидента критерий истины — его совесть, а судьи — он сам и его ближний круг.
Политик — экстраверт и конформист, диссидент — интраверт и нонконформист.
Политик — эгоист. Желая власти для себя, он подтягивается к избирателю-дураку.
Диссидент — эгоцентрист. Он старается — заведомо безнадежно — подтянуть избирателя к себе, или вообще не обращает на избирателя внимания. Он сам себе избиратель.
Поэтому диссиденты, как правило, и избегают «политики», занимаются правозащитой или иной гуманитарной деятельностью.
Теперь вопрос: нынешняя внесистемная оппозиция в России — диссиденты или политики?
По-моему, ответ очевиден.
Глупая-хитрая-умная политика властей инстинктивно и вполне расчетливо ВЫТОЛКНУЛА оппозицию в диссиденты.
Публичная политика УНИЧТОЖЕНА. Остались два муляжа «от оппозиции»: брюзга-лакей и шут-затейник.
Кого не устраивает такое амплуа, имеют выбор — или плюнуть на «политику» и уйти в бизнес, частную жизнь или на чиновную службу.
Или — если темперамент требует действий — уйти в оппозицию ВНЕСИСТЕМНУЮ. А в ней в результате естественного отбора остаются люди ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ТИПУ близкие к диссидентам. Другие — отсеиваются.
Это вполне понятно.
Ходить на митинги с хорошими шансами на «ОМОН-массаж», где собирается своя, уже наизусть известная сотня «верных сторонников», могут только люди вполне определенного склада.
Кто такой диссидент? «У меня с властью СТИЛИСТИЧЕСКИЕ разногласия» (Синявский). «Власть отвратительна, как руки брадобрея» (Мандельштам). То есть власть таким людям уж точно НЕ НУЖНА, да они с ней и не знали бы, что делать… А вот БОРЬБА с властью — притягивает, при всем риске. Тем более сейчас не те времена: посадить все же не посадят (скорее всего).
Но если вы к власти реально не стремитесь, то это переформатирует картину мира. «Я свободен, я ничей!» Не надо ВРАТЬ, не надо ПОДЛИЗЫВАТЬСЯ к избирателю, играть на его жадности, спеси, лени, зависти, глупости и прочих очаровательных качествах народной души (во всем мире, не только в России!), к которым только и обращаются торговцы наркотиком, известные как «политики».
Классический образец АНТИПОЛИТИКА — В.И. Новодворская.
«Колбасы вам?! А кнута — морального! — не угодно?! А ну-ка — подставляйте филейные части, да я и так достану! На идейную порку — ста-но-вись — совки, дикари, чернь в «Мерседесах» и метро!» Честно? А то! ПОЛНАЯ ЧЕСТНОСТЬ: что думаю — то режу! Есть шанс на МАССОВЫЙ успех, например, на выборах? А на хрен ей эта чечевичная похлебка? Не обменяет на диссидентское первородство.
Другие оппозиционеры, конечно, столь радикальных позиций не придерживаются, но жизнь сносит в эту же сторону…
Чем можно завлечь избирателя (это если бы были выборы)?
Рассказами, какой он — народ — самый лучший-умный-красивый, самый обиженный и как у него все будет, а от него при этом ничего не потребуется, только отнять у плохих чиновников-олигархов и поделить (да и поделят-то без вас — вы уж не трудитесь, отдыхайте… Без вас — но ради вас. Откройте ротик и закройте глазки — сейчас галушки полетят…).
И не надо иллюзий. Во-первых, во всем мире люди падки на эту сладкую тухлятину (потому и сладка, что гниет), только на Западе Система «ставит блоки», не дает популистам развернуться во всю ширь. А во-вторых — у наших уж точно иммунитета на это нет. Просто если эту арию 18 лет подряд выводит ЯВНЫЙ, ОТКРЫТЫЙ мошенник, который только и делает, что подлизывается к власти и покупает себе все новые 300-метровые квартиры, то ему постепенно, НЕХОТЯ перестают верить… Хотя ЛДПР все равно собирает во много раз больше голосов, чем любая «ответственная партия» (типа бывших «правых» или «яблок»).
Значит, если те же рулады прозвучат «на новенького», да достаточно убедительно — на уровне среднего Галкина с корпоративной вечеринки, — то ПОЛИТИЧЕСКИЙ успех обеспечен. Правда, власть такой архаровец — даже в условиях великих потрясений — едва ли получит. Но в парламенте со своей бандой-командой окажется.
Но люди, которые годами рисковали шкурой, шли против ветра, УВАЖАЛИ СЕБЯ (и не без оснований) за такое поведение, пользовались уважением других — т.е. диссиденты, — на такую публичную проституцию не пойдут. Не захотят. Не способны. Не могут перечеркнуть свою жизнь и свою сущность.
И — останутся с гордостью, но у разбитого корыта. Получат голосов столько, сколько Буковский на президентских выборах (или он, кажется, до голосования не дошел?).
Кто же оказался бы у власти, если бы ванька-встанька Государства Российского опять перевернулся?
Если это будет «сбривание наголо», как в 1917-м — опять фашисты. Только на сей раз не красные, а черно-коричневые. Но я в эти страшилки не верю. Во-первых, нет таких, даже на горизонте не видать. Во-вторых, народ не тот пошел. Второе кровопускание себе делать не захочет — инстинкт удержит. Постмодернистский пошел народ… Мошенники — вперед, убийцы и фанатики — осади…
Если же это будет бархатная революция, как в 1990-1991-м, — опять ЧИНОВНИКИ. Та же номенклатура опять перестроит ряды (перестройка!), раздвинется, вспучится, разделится — и опять на своих местах. Ловкость рук — и никакого мошенства. А на первых порах на первых ролях побывают краснобаи а-ля Собчак… Но и эти краснобаи будут, конечно, не диссидентами, а вполне себе системными людишками — политаналитики, те же депутаты (кто побойчее), завсегдатаи ТВ-шоу и прочие бля-бля-бля… «Там некогда гулял и я — но вреден Север для меня».
Если допустить, что в обозримом будущем вообще «настанет пора потрясений», то вариант такой революционной завивки волос куда более вероятен, чем снимание скальпов.
Ну-с, а диссиденты? Диссидентами и останутся. Только вот в ТВ их по-первому пустят, программу «куклы» могут восстановить и т.д. Что совсем не так мало и не так плохо.
В чем смысл деятельности диссидентов?
Для них лично — в том, что они не могут иначе, играются в те игры, которые скрашивают их жизнь. (Конечно, это «игра» — как и все, чем занимаются люди, кроме еды и сна… хотя во сне-то как раз самая игра!)
Для государства — в том, что диссиденты кормят «охранителей». Ведь последние не имеют «конструктивной программы», а могут лишь бороться с диссидентами — из расчета 100 охранителей на 1 диссидента. В бюджете и вовсе 10 000 : 1.
Для общества? Ну, часть общества следит за этим сериалом, кто-то смеется, кто-то сочувствует, кто-то возмущается… В миниатюре это и в "ЕЖе" видно. В общем-то, в стоячем болоте и то — жизнь.
Конечно, влияние диссидентов на политические процессы да и на моральную обстановку в обществе невелико, политически решающее слово всегда за номенклатурой и «международной обстановкой», а морально — за искусством, СМИ и т.д., но свои пять копеек в копилку Истории и диссиденты тоже кладут, делают что могут. Наверное, для кого-то есть личный смысл и заводить себя заведомо несбыточными планами выращивания политической кукурузы на Северном полюсе. А общий смысл сформулирован давно: «Будьте реалистами — требуйте невозможного».
Итого: в нашей социальной системе «политики правящего большинства» отсутствуют, на их месте чиновники-исполнители, хоть вне Думы, хоть в Думе. Оппозиционные политики отсутствуют — вместо них клоунада. Наконец, внесистемные политики тоже отсутствуют — возможна только диссидентская и околодиссидентская деятельность.
В сухом остатке: есть чиновники и диссиденты. Как при Советской власти, как при царе. Как в России.
Фотографии РИА Новости и Грани-ТВ