Друзьям – все, врагам – закон
На прошлой неделе премьер Путин лично зачитал журналистам телеграмму шведского правительства, дающего экологическое разрешение на строительство газопровода «Норд Стрим».
Премьер Путин вообще очень много публично говорит о газе. То есть он говорит несколько выборочно. Он ничего не знает или не говорит о посредниках или снабженцах, которые вытягивают миллиарды из Газпрома. Но когда речь идет о проектах, которые позволят Газпрому заработать те деньги, которые потом посредники перебросят на оффшорные счета, то тут премьер Путин всю мощь государства российского использует во славу Газпрома.
Две недели назад мы отмечали годовщину «Норд-Оста». Путин не счел «Норд-Ост» важным поводом для того, чтобы что-то сказать журналистам. Телеграмма шведского правительства про «Норд Стрим» оказалась куда более значимым событием.
Премьер Путин также выразил неудовольствие действиями «американских партнеров», которые не продали Сбербанку «Опель».
«Опель» принадлежит General Motors. Переговоры о продаже «Опеля» начались сразу после кризиса, когда GM оказалась банкротом, а американская и европейская экономики лежали в руинах. С тех пор GM прошла процедуру реструктуризации, американская и европейская экономики оправились, а GM передумала продавать актив. Передумала по той же причине, по которой человек, лишившийся работы, выставляет на продажу свой дом, а получив работу, снимает дом с продажи. Правительство США выказало неудовольствие решением GM. Почему – совершенно понятно. Ведь если GM продаст «Опель», деньги вернутся в США и будут работать там.
Правительство России в лице премьера Путина тоже выказало неудовольствие решением GM. Почему – непонятно. Покупка «Опеля» за деньги Сбербанка во время кризиса есть бессмысленное действие, больше всего напоминающее открытый вывоз капитала, то есть отмывание денег в государственном масштабе. Для России это не имеет никакой пользы. Это может иметь пользу для некоторых людей, окружающих Путина, например, для олигарха Олега Дерипаски, в случае, если этот актив потом за копейки за границей будет продан Сбербанком подставной структуре.
И вот премьер Путин публично поставил на вид США, что Сбербанк в момент кризиса не смог скинуть несколько миллиардов долларов за рубеж.
За несколько дней до истории с «Опелем» и «Норд Стримом» премьер Путин объявил о новом пакете помощи «АвтоВАЗу», в дополнение к 25 млрд. руб. «АвтоВАЗ» получит еще 55 млрд. руб. Принадлежит «АвтоВАЗ» госкорпорации «Ростехнологии», которой руководит близкий друг Путина Сергей Чемезов. Под руководством «Ростехнологий» «АвтоВАЗ» показал невиданные результаты: если до «Ростехнологий» «АвтоВАЗ» приносил прибыль, то в 2008 году, в год максимального объема проданных машин, «АвтоВАЗ» показал убыток в 1000 дол. на каждой машине.
Однако, в отличие от GM, «АвтоВАЗ» не обанкрочен, а неэффективный собственник – не сменен. Наоборот, этот неэффективный собственник, за счет своих отношений с премьером Путиным, получает новые и новые деньги.
В самом начале кризиса премьер Путин решил разобраться с потоками контрабанды и с Черкизовским рынком, владелец которого, Тельман Исмаилов, построил отель в Турции вместо того, чтобы вкладывать в Сочи. «Где посадки»?», – спросил премьер, и Исмаилова объявили в розыск.
Между тем отнюдь не весь Черкизовский рынок принадлежал Тельману Исмаилову. Трудно сказать, сколько именно контролировал Тельман Исмаилов, а сколько – Зарах Илиев и Год Нисанов, друзья, а, может быть, и партнеры личного друга Путина Ильгама Рагимова. Зато можно совершенно точно сказать, что имена Илиева и Нисанова никогда не упоминались официальными лицами, расследовавшими контрабанду на Черкизоне, и что ни один крупный чиновник в погонах, крышевавший контрабанду, не арестован. То есть на наших глазах просто совершился передел рынка контрабанды – от человека, вызывавшего недовольство Путина, в пользу людей, возможно, не менее близких Путину, чем Дерипаска или Чемезов.
Самое удивительное, что все это происходит публично: публично зачитываются телеграммы шведского правительства, публично выделяются Чемезову очередные два миллиарда долларов на «АвтоВАЗ». «Друзьям – все, врагам – закон», – сказал когда-то генералиссимус Франко.
Это и есть процесс управления государством. И государством управляет только Путин. Президент Медведев не может раздать друзьям даже по копейке. Он может только писать в блогах да призывать блоггера Калашникова к модернизации России путем постройки «биоагроэкополиса».
Премьеру Путину не нужен блоггер Калашников. Если премьер Путин задумает строить биоагроэкополис, то фундамент поручат строить Сергею Чемезову, стены – Олегу Дерипаске, крышу – Аркадию Ротенбергу, газ будет проводить Алексей Миллер, а мебель попросят завезти Ильдара Рагимова.
А если в результате фундамент, стены, крыша, газ и мебель куда-то денутся, то выступит премьер Путин и скажет, что стены, фундамент, мебель, крышу и газ украли «наши американские партнеры», которые завидуют величию России.
Фотографии РИА Новости