На изломе эпох. Восточная Европа
Сейчас, когда вся Европа только что отметила 20-летие падения Берлинской стены, самое время оглянуться назад и попробовать взглянуть холодно и трезво на события двадцатилетней давности. Как же мы оказались там, где оказались? Почему Восточная Европа и бывшая советская Прибалтика приняли демократию как естественное для себя государственное устройство, а мы до сих пор барахтаемся в политической неопределенности, очевидным образом сползая к авторитаризму и реставрации советских ценностей? Что происходило там и что происходило здесь?
Оставим на время негодование и горестные раздумья. Просто посмотрим, чем был 1989-й год для Восточной Европы.
В январе 1989 года в Чехословакии проходят массовые манифестации, посвященные 20-летию самосожжения на Вацлавской площади в Праге Яна Паллаха, протестовавшего против оккупации Чехословакии странами-участницами Варшавского договора. Манифестации поддерживает церковь. Полиция отвечает разгонами, репрессиями и арестами.
6 февраля в Варшаве за «круглым столом» встречаются лидеры польской «Солидарности» и коммунистического правительства. Власти соглашаются на «круглый стол» в обмен на отказ «Солидарности» от забастовок, запланированных на осень 1989 года. Заседания рабочих групп «круглого стола», в которые входило 452 человека, продолжаются два месяца. В результате стороны договариваются о проведении свободных выборов в верхнюю палату парламента – Сенат, и паритетных, с преимуществом для кандидатов от власти, выборов в нижнюю палату – Сейм. Учреждается пост президента, решено зарегистрировать «Солидарность» и дать оппозиции доступ к официальным СМИ.
4 июня в Польше проходят относительно свободные парламентские выборы, а в августе формируется первое в истории послевоенной Польши некоммунистическое правительство. Его возглавляет Тадеуш Мазовецкий. Часть «Солидарности» выступает против договоренностей с коммунистической властью и создает «Борющуюся Солидарность» во главе с Корнелем Моравецким.
16 июня в Венгрии останки казненного лидера венгерского восстания 1956 года Имре Надя торжественно перезахоронены в Будапеште.
9 сентября правительство Венгрии открывает границу с Австрией. Снято 218 км заграждений из колючей проволоки. Десятки тысяч граждан ГДР и Чехословакии, с которыми у Венгрии давно открыта граница, на машинах с семьями едут в Венгрию, а оттуда в страны Западной Европы. Власти ГДР и Чехословакии протестуют, но венгерское правительство отказывается отменить свое решение. Журналисты сравнивают соцлагерь с воздушным шариком, который в одном месте проткнули булавкой. 18 сентября в ходе переговоров в рамках «круглого стола» между Венгерской социалистической рабочей партией и оппозицией принято решение о введении в Венгрии многопартийной системы.
В отличие от Польши и Венгрии, коммунистическая власть Восточной Германии держалась жесткого курса до последней возможности. В Лейпциге и других городах страны оппозиционные собрания проходили в лютеранских кирхах, где прихожане после службы оставались поговорить о жизни.
7 октября в Берлин на официальные торжества в честь 40-летия образования ГДР приезжает Михаил Горбачев. Его встречают толпы восторженных демонстрантов, приветствующих Горбачева и требующих отставки Эриха Хонеккера, критикующего советскую перестройку. Вскоре после отъезда Горбачева, 18 октября, 77-летний Хонеккер подает в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ, председателем Народной палаты ГДР и председателем Национального совета обороны страны становится Эгон Кренц.
18 октября парламент Венгрии принимает около ста конституционных поправок, регулирующих переход к парламентской демократии. 23 октября в Будапеште вместо Венгерской Народной Республики провозглашена Венгерская республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство.
9 ноября Совет министров ГДР принимает решение об открытии границы с ФРГ и Западным Берлином. Вечером того же дня бургомистр Восточного Берлина Гюнтер Шабовски объявляет по телевидению об открытии пропускных пунктов на границе с Западным Берлином. Тысячи ликующих людей штурмуют стену, и через несколько дней она уже почти целиком разрушена и разобрана на сувениры.
155-километровая бетонная стена, оборудованная ловушками и самострелами, просуществовала больше 28 лет. Она была самым известным символом «холодной войны» и наглядным примером «железного занавеса». По разным оценкам, за все это время при попытках бежать через стену на Запад восточногерманскими пограничниками было убито от 125 до 1245 человек. Два года назад в архивах госбезопасности ГДР был найден приказ от 1 октября 1973 года, которым предписывалось стрелять на поражение по всем беглецам, включая детей. Около 75 тысяч человек были преданы суду за попытку бежать на Запад.
Под влиянием событий в Восточной Европе партийные товарищи лидера болгарских коммунистов Тодора Живкова, который правил страной уже 35 лет, решают отправить его в отставку. 10 ноября политбюро компартии освобождает 78-летнего Живкова от всех партийных и государственных постов. Болгарскую компартию спешно переименовывают в социалистическую. Провозглашаются многопартийность и гражданские свободы.
17 ноября в Праге, в годовщину похорон Яна Оплетала, чешского студента, погибшего в 1939 году во время протестов против нацистской оккупации Чехословакии, проходит студенческая демонстрация, которую жестоко разгоняет полиция. На следующий день к акциям студентов присоединяются актеры театров. 21 ноября с заявлением в поддержку оппозиции выступает кардинал Чехии Франтишек Томашек. 29 ноября Парламент отменяет статью конституции о ведущей роли компартии.
10 декабря президент Чехословакии Густав Гусак вынужденно формирует первое с 1948 года некоммунистическое правительство. 29 декабря парламент избирает на пост президента писателя Вацлава Гавела – лидера оппозиционного «Гражданского форума», политзаключенного, только в мае этого года освобожденного из тюрьмы.
Лидер румынских коммунистов Николае Чаушеску оказался единственным среди коммунистических правителей Восточной Европы, кто пытался удержать власть силой оружия. Именно поэтому антикоммунистическая революция в Румынии не была «бархатной» и пришла с запозданием.
16 декабря в городе Тимишоаре на западе Румынии начинаются волнения, вызванные депортацией из страны священника-венгра Ласло Текеша, выступавшего за автономию венгерского меньшинства. 19 декабря агенты румынской госбезопасности открывают огонь по демонстрантам в Тимишоаре. В ответ демонстранты громят партийные учреждения и полицию. Число демонстрантов достигает нескольких тысяч и быстро растет. Лозунги защиты венгерского пастора сменяются антикоммунистическими и антиправительственными. Волнения перекидываются в Бухарест. Начинается общенародное восстание против коммунистической диктатуры.
21 декабря Чаушеску прерывает свой визит в Иран и возвращается в Бухарест. Вечером он выступает с балкона здания ЦК, называет участников демонстраций «врагами революции» и обещает повысить среднемесячную зарплату на 100 лей (примерно четыре доллара). На восьмой минуте выступления толпа освистывает диктатора. По собравшимся открывают огонь. В эти дни в Бухаресте, Темишоаре и других городах страны погибло более 1100 человек, свыше 3-х тысяч были ранены.
С утра 22 декабря Чаушеску вводит в стране военное положение, но армейское командование его не поддерживает. Министр обороны Виктор Станчулеску приказывает войскам не покидать казармы. Власть переходит в руки Фронта национального спасения, который сформирован, в основном, из внутрипартийной оппозиции Чаушеску. Сам же Чаушеску и его жена Елена бегут из Бухареста на вертолете, затем продолжают бегство на машине, но в районе Тырговиште их опознает и арестовывает армейский патруль. В этом же городке для суда над Чаушеску спешно создается чрезвычайный трибунал. 25 декабря после импровизированной и закрытой от публики судебной процедуры чету Чаушеску приговаривают к расстрелу и в тот же день казнят.
Так прожили 1989-й год социалистические страны Восточной Европы. За рамками тех событий тогда остались Албания, Югославия, Советский Союз, Монголия, Камбоджа, Китай, Куба, Северная Корея, Вьетнам, Лаос. Некоторые из этих стран до сих пор остаются коммунистическими.
Продолжение следует