Спасибо, Игорь!
Спасибо, Игорь!
Порадовали.
Хорошая статья, хоть мне и перепало на орехи. Да не жалко — читать приятно.
Уныние есть черта характера. Но и великий грех. Не спорю… И «прикоснуться оптимизма» всегда полезно.
Теперь по сути.
Сначала о мелочах.
Когда я пишу, что правы и Милов, и Литвинович, я же ясно объяснил, что имею в виду — тут Ваши придирки не по делу.
Милов прав, когда говорит, что «мягким медвежатам» не место в ОГФ.
Литвинович права, когда говорит, что ОГФ — в глухой берлоге, одна и та же «верная сотня» ходит на все митинги… ну и что дальше?.. Так и будем ходить на ОМОН-массажи?
Так что действительно оба говорят правду. «Бороться нельзя капитулировать» — и запятая скользит вдоль…
Теперь о важном.
Опять — «обе правы».
Вы правы: политические усилия людей, которых Вы считаете «диссидентами», имели ПЕРВОСТЕПЕННОЕ значение.
Я прав: ПОЛИТИЧЕСКОЕ влияние диссидентов «околоноля».
Как же оба правы?
Элементарно, Игорь!
Тут уж Вы невольно сделали «подмену», а может, это я неточно выразился в своей статье. Не суть важно…
В «МИРНОЕ ВРЕМЯ» влияние диссидентов — «околоноля». Об этом пишу я.
Вы же написали о другом. О том, что в РЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ «диссиденты» имеют огромное влияние. При этом, вполне естественно, их число одним махом вырастает в СОТНИ раз, «диссидентами», точнее «антикоммунистами», в одно чудесное утро проснулись вполне себе околономенклатурные Попов, Афанасьев, Собчак, Станкевич и, извините, Ельцин, который одним плечом подвинул всех (включая Сахарова) и стал «лидером диссидентов» (!!!).
С этим я не спорю — это так.
Только тогда они УЖЕ НЕ ДИССИДЕНТЫ!
Они одним махом становятся ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИЕЙ.
И это — не игра терминами.
«Диссидент» — нонконформист, в этом вся фишка. По условиям жизни в обществе он не имеет хода в большие СМИ. Такими были антикоммунисты в СССР до 1988-1989 годов.
В 1988-1989-м климатические условия изменились радикально. Антикоммунисты перестали быть нонконформистами. Конформистами они тоже не стали — потому что в тот момент броуновского движения стало непонятно, что есть «конформизм», что есть «мейнстрим».
«Неопределенность» означала, что в монолите СВЕРХУ пошли трещины, в обществе началась — вдруг! — ПОЛИТИКА, т.е. РАЗНЫЕ, но МАССОВЫЕ политические движения. Начался «политический процесс», который в России — по крайней мере, до сих пор — всегда был процессом РЕВОЛЮЦИОННЫМ. Вспыхивал с Революцией. И гаснул, постепенно, вместе с ней…
Не «диссиденты» запустили процесс. Но антикоммунисты — прежде всего они — подхватили процесс, сделали Революцию.
А переход общества от состояния «неподвижная куча» к состоянию «куча-мала» произошел почти мгновенно, КВАНТОВЫМ СКАЧКОМ. (А вот ОБРАТНЫЙ переход занял несколько лет — и начался еще до Путина, кстати.)
В 1985-86-87, даже 88-м — на сцене все еще мнется растерянный, но занимающий все пространство Советский Мамонт. Тогда Гавриил Попов (1987) еще печатал в «Московских новостях» хвалебные оды Горбачеву, так справедливо и верно снявшему с поста «троцкиста Ельцина». 1989-й — Революция! Мамонт внезапно рухнул в яму. Его не толкали — сам упал. Но тут же к яме заспешили с копьями и стрелами вчерашние «научные мамантоведы». Кстати, они (Попов-Собчак-Станкевич и Ко) оказались ВПЕРЕДИ неповоротливой Новодворской, медлительного Ковалева, «догнали и перегнали» самого Сахарова. И исторически это — правильно. Время диссидентов-нонконформистов кончилось, началось время массовых публичных политиков-демагогов (не вкладываю в это слово никакой оценки).
Конечно, формула «номенклатура ради собственности провела Революцию» — ГРУБОЕ УПРОЩЕНИЕ.
Эта формула сшивает исходную и конечную точки — да и то не совсем точно (разжилась барахлишком, как известно, не только «голодающая номенклатура», не только «комсомольцы-добровольцы», не только «чекисты с чистыми носами», но и такие «маргиналы», как Фридман с Прохоровым, Абрамович с Дерипаской, ни малейшего отношения ни к какой номенклатуре не имевшие…).
Но между этими двумя точками был ПРОЦЕСС, были все эти овраги, по которым номенклатуру К ЕЕ СОБСТВЕННОСТИ буквально силком ВОЛОКЛИ как раз антикоммунистические бурлаки.
Эх, времечко… Как молоды мы были, как верили в себя… Я тогда написал, пожалуй, единственную в жизни и правда занятную статью. Как сейчас помню — больше 20 лет прошло… «Каштаны из огня». Статья про то, что г-жа Новодворская призывами «долой коммуняк» таскает эти самые каштаны для господ Больших Коммунистов — ведь после «антикоммунистической Революции» Валерия Ильинична так и останется с дыркой от бублика, а бублик достанется — ИМ! Ввел тогда термин «номенклатурный капитализм», жаль, авторские права не застолбил… Да, тогда еще мозги шевелились — сейчас только язык и остался… Ну да долгие проводы — лишние слезы…
Да и сейчас… Если завтра «ВДРУГ начнется», то и мы еще из последних сил потаскаем интеллигентскими ручонками каштаны из огня — для новых, неведомо-прелестных Сечиных с Дерипасками!
Но пока что — нет ничего. И по-моему — не предвидится.
По сути, ЕДИНСТВЕННОЕ расхождение между Вами и мной, вот в чем.
Зал наполовину полон или пуст?
За реформами следуют контрреформы — факт. Синусоиду никто не отменял. «Буря и натиск — ночь и туман».
Ну так что? — говорите Вы. Да, мы в эпицентре этой самой контрреформы. А может — уже на ее финише, на излете? Всего темней — перед Рассветом Новой Жизни.
Вы правы… Хочется верить.
Э-э-эх, потягиваюсь я… Так-то оно так… Но, во-первых, может, и не на финише, а аккурат в эпицентре… А во-вторых: чего распелись, жаворонки, ети вашу мать, спать мешаете… Ведь сами знаете-с, за вашими предполагаемыми «реформами» обратно придут — никуда ж не денутся! — новые контрреформы-с… Властесобственность захватывается расплавленной — значит, ее надо остудить, чтобы потом, с пользой для организма, есть-переваривать…
Зима - Весна - Лето - Осень - Зима-с…
Нет! — восклицаете Вы. Историческая ложь!
Весна - Лето - ну, фиг с ней, Осень… - н-да, пусть Зима… - и опять ВЕСНА!!!
Но все эти потягушечки — на берегу. Начнись новая весна – «и даже пень, в апрельский день…». Словом, читаем «Войну и мир»: то дуб черный-корявый, то расцвел-расплылся, задрожал-задымился от любви к Наташе.
Так-то и мы, все по погоде: то нос повесишь, то хвост вздернешь…
А вот историческая погода от нас не зависит. Как Вы совершенно верно заметили — ее делает Бог. На него и надеемся. А как уж при этом «самим не плошать», каждый решает в меру своей испорченности.
Так где же мы?
В середине ночи?
За 5 минут до рассвета?
Вы — знаете?
Я — нет…
И будем ли мы зарываться в подушку или бежать распахивать окно и совать башку в чернила, но ход Времени не изменим. Хотя у себя, на стенных часах, вольны подводить стрелки в какую угодно сторону…
А Вам, Игорь, за заряд оптимизма — спасибо.
Приятно было почитать.
Жму Вашу мягкую — как положено боксеру — лапу.
Ваш Леонид Радзиховский