Итоги недели. Публичный акт рождения мыши
Давайте все-таки отдадим должное пиар-спецам из команды Медведева. Целых два месяца они в соответствии с каноном, установленным портными, изготовившими невидимое платье для короля, гнали пропагандистскую волну. Только дождитесь Послания, говорили они, и вам откроется небо в алмазах. Это будет, это будет, да просто нет слов сказать, что это такое будет. Дерзновенный план создания Города Солнца в отдельно взятой стране. Решительный и полный отказ от путинского авторитаризма, план создания демократического государства. Как-то помимо собственной воли даже я оказался вовлечен в несколько дискуссий, где взрослые непьяные люди всерьез обсуждали, существует ли медведевское большинство и то, насколько вдохновлен родной народ идеями модернизации. К слову, аккурат в канун оглашения Послания официальная «Российская газета» поведала: на медведевскую статью откликнулись аж 30 тысяч человек, причем половина откликов были отсеяны сразу, так как смысл их был темен — вот вам и большинство.
И вот теперь, когда Медведев прочел свою бумагу, понимаешь, сколь велико мастерство пиарщиков. Все мечты о сияющем граде на холме они соорудили на абсолютно пустом и гладком месте. У президента и его команды вовсе нет никаких новых идей. Не на чем сплачивать это самое медведевское большинство.
Однако обратимся к тексту. Один за другим следуют рублевые замахи. Я, заявил Медведев, намерен изложить «конкретные первоочередные планы реализации новой политической стратегии». Той самой, которая поднимет Россию «на новую, более высокую ступень развития цивилизации».
«Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям, — обещает президент. — Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей. Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчинённую сугубо прагматичным целям».
Какая смелость, особенно если иметь в виду, что главный архитектор этого «архаического общества» и инициатор «сумбурных действий» сидит в первом ряду, вперив свой блекло-голубой глаз в говорящего. Однако все встает на свои места, когда президент переходит к конкретике.
В качестве конкретных планов «новой политической стратегии» предложена странная мешанина самых различных инициатив. Тут и разработка отечественных лекарств, не уступающих импортным, и создание новейших энергосберегающих, космических, атомных и информационных технологий. А также создание единого научного центра. А еще формирование нового человека за счет углубленного мониторинга достижений каждого школьника, строительства «умных школ», продвижения культуры в провинцию. А кроме того: реформирование госсектора. И вдобавок — сокращение количества часовых поясов.
Охотно допускаю, что какие-то из предложенных мер могут быть вполне дельными (хотя требование решить проблему сжигания попутного газа, можно, если не ошибаюсь, обнаружить аж в материалах съездов КПСС). Неясно только, какое отношение все это имеет к главным задачам медведевской модернизации, заявленных в статье «Россия, вперед». А именно: каким образом внедрение экономичных лампочек позволит освободить страну от союза чиновника-кровопийцы и ничего не предпринимающего предпринимателя.
Ах, что же это я. Ведь здоровенный кусок Послания посвящен становлению гражданского общества, политической реформе, целью которой является создание условий «для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей».
Однако тут же выясняется, что под развитием гражданского общества понимается только и исключительно снятие бюрократических препон на пути тех, кто занимается благотворительностью. Дело, конечно, хорошее. Только ведь деятельность гражданского общества куда шире благотворительности. А вот о послаблениях для правозащитников Медведев почему-то умолчал.
С политической конкуренцией еще смешнее. На федеральном уровне, уверен президент, у нас полный порядок. В Госдуме представлены несколько партий (которые хоть и представляют разные взгляды, зато голосуют всегда одинаково — как нужно Кремлю). Так что главная проблема политической модернизации в России заключается в том, чтобы перенести на региональный уровень нормы и правила, так замечательно зарекомендовавшие себя в федеральном парламенте. В том самом, который, по словам спикера, «не место для дискуссий». Да и на местах тоже проблем не так чтобы много. Всего делов: упорядочить количество депутатов, навести порядок с открепительными талонами на выборах. А кроме этого освободить партии, набравшие более 5 процентов голосов на региональных выборах, но не представленные в Госдуме, от необходимости собирать подписи в конкретных регионах. Одна беда: вне зависимости от количества региональные депутаты давно голосуют так, как нужно местному бабаю, а не представленным в Госдуме партиям давно уже не позволяют собирать вышеозначенные пять процентов. Медведев по сути дела набрался смелости и посоветовал оппозиции заняться выращиванием травы на давным-давно заасфальтированном политическом пространстве.
Весьма показательны и инструменты, с помощью которых президент намерен осуществить историческую демократическую модернизацию. Их два. Первый и главный инструмент модернизации — это правительство. Оно, как следует из текста Послания, должно (наберись терпения, читатель): разработать программу развития моногородов, обеспечить трудовую миграцию, подготовить дополнительные меры по поддержке потребительского кредитования и расширению жилищного строительства, привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами, представить план конкретных мер по совершенствованию финансовой системы, покончить со сжиганием попутного газа, подготовить решения, обеспечивающие оптимизацию объёма и эффективность участия государства в деятельности коммерческих организаций, разработать и реализовать комплекс мер по созданию долгосрочных стимулов к повышению качества оказываемых государственных услуг, обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе, в двухмесячный срок подготовить предложения по введению нового порядка согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов, в I квартале следующего года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности, подготовить программу ускоренного технического переоснащения избирательной системы. Правительство должно утвердить ещё одну федеральную программу, цель которой поддержать развитие Республики Ингушетия, в течение полугода сформировать перечень инвестиционных проектов на Северном Кавказе, которым будет оказана адресная поддержка, разработать и ввести отдельные чёткие критерии эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по проблемам Северного Кавказа, до конца текущего года разработать чёткие критерии оценки результатов внешнеполитической деятельности для решения задач модернизации и технологического прорыва.
Уф-ф. И это все под лозунгом сокращения влияния чиновничьего аппарата. При этом навести порядок с неэффективными госкорпорациями президент требует от правительства, где под дланью премьера собрались как раз те, кто все последние годы эти самые корпорации создавал. Причем не без выгоды для себя любимых.
Интересно, как Медведев накажет нацлидера, если тот будет саботировать строгие президентские приказы.
Впрочем, для борьбы с зарвавшимся чиновничеством и вообще для решения всех проблем у президента есть еще один инструмент – интернет. Благодаря этому волшебному средству будет создано «электронное правительство». И счастливые граждане смогут получать госуслуги, не стоя в очередях. Именно интернет обеспечит, наконец, надежную связь по всей России. А помимо этого образование, приобщение к высокому искусству. И, вы будете смеяться, подлинную свободу слова. О дискуссиях на федеральных каналах телевидения поборник свободной конкуренции идей даже не заикается.
Чем было оглашение президентского Послания? Уж точно не объявлением нового курса. Я бы назвал это публичным актом рождения мыши. Маленькой-маленькой, родить которую только и способны наши «модернизаторы».
Фотография РИА Новости