КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеЧто сработало в Сингапуре

16 НОЯБРЯ 2009 г. ДМИТРИЙ СИДОРОВ
РИА Новости

«Кнопка «перезагрузка» сработала», — сказал президент США. Медведев в свою очередь отметил, что переговоры с Обамой прошли «в товарищеской обстановке» и сообщил: «Я благодарю Барака за работу». Об этом вдохновенно передало из Сингапура российское государственное агентство ИТАР-ТАСС.

Это радостное сообщение лишний раз подтверждает, что чтение и просмотр большинства новостей российских агентств, газет и ТВ может привести к серьезным нервным расстройствам у граждан великой страны, свято верящих в правильный курс ее руководства, «идущего верной дорогой».

Чтобы понять, что переговоры президентов Обамы и Медведева на саммите АСЕАН в Сингапуре натолкнулись на труднопреодолимые препятствия, необходимо всего лишь внимательно почитать отчет о пресс-конференции Майкла Макфола, старшего директора Совета национальной безопасности США по России. То есть ключевой фигуры в администрации Барака Обамы, отвечающего за отношения с Москвой.

Как известно, основными темами обсуждения двух президентов и их команд в Сингапуре стали новый договор по СНВ (сокращение стратегических вооружений) и иранский ядерный кризис. В сухом остатке выясняется, что первая тема горит, как тысяча пирожков в печи, а вторая стоит на месте, как часы на забытой богом железнодорожной станции, остановившиеся десять или пятнадцать лет назад.

Напомню, что сразу после своего прихода в Белый дом администрация Обамы решила «возродить» отношения с Россией, призвав Москву к обсуждению и подписанию нового договора по СНВ и переговорам о сокращении ядерных боеголовок. То есть Вашингтон в этом случае решил действовать так же, как и многие прежние администрации Белого дома. Которые считали, что единственной возможной темой разговора с советской Москвой является разоружение. В этом была сермяжная правда, так как при игре в долгую Кремль никакой другой опасности для Белого дома не представлял. А действия Советов на Ближнем Востоке, мало чем отличавшиеся от нынешних телодвижений российского руководства, входили в список обязательных к исполнению гадостей, необходимых для поддержания «баланса» в отношениях с Вашингтоном.

Преемственность подхода нынешнего Белого дома вызывает у меня улыбку, лишний раз доказывая ошибочность утверждения бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс о том, что Россию не следует сравнивать с СССР. Следует и еще как!

Из комментариев и ответов на вопросы Майкла Макфола по итогам встречи Обамы и Медведева выяснилось, что до салюта по поводу подписания нового договора по СНВ довольно далеко, в то время как старый истечет пятого декабря этого года. Несмотря на утверждения Мафола о «прогрессе», достигнутом на переговорах, ключевой стала фраза об «обсуждении проблемных аспектов договора, которые еще предстоит преодолеть».

Что это за проблемы, господин Макфол решил не упоминать, сославшись на требования российской стороны хранить в тайне подробности обсуждения нового договора. Приятно осознавать, что, сохраняя преемственность, Москва, как и в прежние годы, старается спрятать правду о ходе переговоров не только от собственных граждан, но и принуждает к этому правительство другой, совершенно непохожей на нее страны.

Кремль, по моей информации, был крайне недоволен «утечкой», допущенной Эллен Тошер, заместителем госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности, несколько дней назад. Напомню, что госпожа Тошер открыто выразила разочарование контрпредложениями Москвы, переданными генералу Джиму Джонсу, советнику президента Обамы по национальной безопасности.

Однако помимо этого, по словам того же Макфола, заявление Тошер было отнюдь не единственным препятствием во время встречи Обамы и Медведева. Стоит отметить, что детали обсуждения нового договора по СНВ, о которых Макфол пообещал свои коллегам в Москве не распространяться «на ежедневной или еженедельной основе», меня интересуют куда меньше, чем возможный провал переговоров на эту тему. Переговоров, которые, на мой взгляд, частично носят пиаровский характер, а частично направлены на успокоение Кремля и соответствуют доктрине Национальной безопасности США.

Теперь об Иране, второй теме обсуждения Обамы и Медведева. После предварительного отказа Тегерана от предложения Вашингтона, европейцев и Москвы вывозить уран для обогащения в Россию, Белый дом и Кремль должны были решить, что же делать с маловменяемым руководством Ирана.

Исходя из слов Майкла Макфола, решение даже по поводу санкций, не говоря уже о других вариантах поведения, так и не было принято. «Президент (Обама) дал указание обсудить позиции по санкциям, которые нами (совместно с Москвой) еще не были определены».

Опять же, как и в случае с деталями договора по СНВ, Макфол не стал раскрывать детали переговоров, настаивая на договоренностях с Кремлем о тайном характере обсуждения.

Напомню, что предыдущие дискуссии по санкциям против Ирана между Россией и США, а также другими членами СБ ООН родили даже не мышь, а клопа. То есть резолюции, которые не только не помешали Тегерану остановить обогащение урана, но и помогли ему утвердиться в правильности своих действий на этом направлении. Теперь же Иран просто покупает время, используя разногласия между Россией (Китаем) и США для обогащения достаточного количества урана необходимого для создания ядерного оружия.

Кроме того, позиция российского руководства по иранской теме для многих в Вашингтоне продолжает оставаться невнятной или непонятной. Несмотря на заявления президента Медведева о возможности присоединения Москвы к санкциям против Тегерана его слова были дезавуированы как выступлением министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, так и их общего «Великого Руководителя» — премьер-министра Владимира Путина.

На мой взгляд, ничего удивительного в этом нет. Игра Москвы в плохого и хорошего полицейского продолжается, заставляя Вашингтон снова и снова писать сочинение о России на тему: «Кто руководит страной?».

В свое время этим занималась команда президента Дуайта Эйзенхауэра, не очень представляя, кто стоит у руля в Кремле после смерти Сталина. Потом письменный экзамен сдавался Белым домом во времена Брежнева. И так далее…

Решение проблемы, на мой взгляд, можно найти довольно легко, если принять за основу слова Джорджа Кеннана, бывшего посла США в СССР, написанные в 1944 году: «Сегодня более чем когда-либо Россия остается загадкой для Западного мира. Простые американские умы считают, что это происходит потому, что мы не знаем правды о ней. Они ошибаются. Причина лежит вне отсутствия достаточных знаний, не позволяющих нам решить российскую задачу. Проблема состоит в том, что мы неспособны переварить правду о России, когда сталкиваемся с ней...».

Фотография РИА Новости

Обсудить "Что сработало в Сингапуре" на форуме
Версия для печати