КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеАрмия роботов

12 МАЯ 2005 г. МАКСИМ БЛАНТ
Коллаж ЕЖ


Анализируя мнение экспертного сообщества о будущем России, приходишь к неутешительному выводу: подавляющее большинство считает, что, если срочно не принять каких-либо мер, уже лет через десять, а то и гораздо раньше, страна вползет в кризис, результатом которого станут окончательная деградация, депопуляция и, не исключено, распад и оккупация. Есть еще, правда, те, кто, не отрицая выводов большинства, считает, что делать что бы то ни было уже поздно; их меньшинство.

Поводов для такого пессимизма можно назвать несколько. Прежде всего – сложная демографическая ситуация. Согласно прогнозу ООН, в 2050 году в России будет жить 101,5 миллионов человек вместо нынешних 143,4 миллионов, а к 2100 – меньше 80 миллионов. Самое же неприятное в том, что, по данным Министерства регионального развития, если сохранятся ныне существующие тенденции, в 2025 году на одного работника будет приходиться 4 иждивенца. Если принять во внимание статистику заболеваемости СПИДом и гепатитом, то и эти прогнозы могут оказаться оптимистическими. Не меньшую озабоченность вызывает в экспертном сообществе так называемое «нефтяное проклятие» – зависимость экономики от экспорта полезных ископаемых, «голландская болезнь» и, как следствие, неспособность правительства рыночными методами модернизировать экономику. О неспособности правительства разговор особый, но без модернизации и повышения производительности труда один работник не то что четверых – половину иждивенца не прокормит.

Впрочем, наличие богатых залежей нефти, газа, цветных металлов (список можно продолжать) – отнюдь не единственное препятствие модернизации экономики. Несмотря на все усилия вполне либерально до недавнего времени мыслившего и пытавшегося соответствующим образом действовать правительства, Россия так и не стала страной с благоприятными для ведения бизнеса условиями. И инвесторы вкладывать в модернизацию экономики (исключение составляет разве что нефтегазовый сектор) не торопятся. Не только изрядно перепугавшее крупный бизнес «дело ЮКОСа» тому причиной. Несмотря на законодательное снижение налогов, нагрузка на предпринимателей слишком высока: коррупция тому виной. За тем, что остается после налогового инспектора, выстраивается очередь из всевозможных чиновников, которых, вопреки административной реформе и дебюрократизации, с каждым годом все больше.

Итак, главные угрозы для будущего России проистекают из нескольких связанных между собой проблем. Самая, на первый взгляд, неразрешимая – демографическая. Первое, что приходит в голову, – разумная миграционная политика, которая могла бы компенсировать естественную убыль населения иммигрантами. Благо, есть в непосредственной близости будто бы почти неисчерпаемый источник идеальных для России мигрантов – страны бывшего СССР. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что у них те же проблемы, что и в России. Более того, Украина, например, в ближайшем будущем будет жестко конкурировать с Россией за трудовые ресурсы.

Если отвлечься от эмоций и взглянуть на встающую перед страной угрозу трезво, можно сказать, что уже в среднесрочной перспективе будет все острее ощущаться дефицит людей трудоспособного возраста, занятых продуктивным трудом, причем настолько продуктивным, что он будет способен кормить еще нескольких иждивенцев. Можно, конечно, делать ставку на иммигрантов, но есть и другой путь. Если главная ценность – человек, значит, необходимо заменить его везде, где это возможно, машиной, исключив только те виды деятельности, где без человека не обойтись никак.
Могут ли власти что-нибудь сделать в этом направлении? Те, кто ждет предложений немедленно за казенный счет строить новые заводы по производству роботов и компьютеров, чтобы «через четыре года…», будут разочарованы. Делать этого ни в коем случае не следует. Следует для начала проанализировать, чем заняты все те миллионы людей, которые работают на государство и фактически пребывают на иждивении у тех же налогоплательщиков. Взять, к примеру, армию, в которой, по словам министра обороны, служить должно никак не меньше миллиона человек. Можно ли заменить этих летчиков-танкистов компьютерами? Никакой фантастики. Практически все эксперты по вооружениям признают, что в военной авиации человек не нужен, и будущее за беспилотными аппаратами. Можно ли заменить роту охраны какого-нибудь режимного объекта системой, которую в состоянии обслуживать пять человек? Банки ведь как-то с этим справляются.

А есть МВД – еще одна армия, не менее многочисленная. Что, если упразднить ГИБДД, а вместо гаишников на всех улицах вывесить камеры слежения, информация с которых поступала бы на сервер, оборудованный программой распознавания ДТП? Такая система многое упростила бы. Камеры беспристрастно фиксировали бы, кто проехал на красный свет, кто кого подрезал, а кто выехал на встречную полосу, создав аварийную ситуацию. А сотрудники ГИБДД занялись бы чем-нибудь более продуктивным – хоть закрыванием демографической дыры, если больше ни на что не способны. Свой вклад в ВВП они, конечно, вносят, активно потребляя перераспределенную в их пользу часть официальных налогов и самостоятельно взысканный с граждан налог коррупционный (ВВП можно считать и по совокупному потреблению), но выгода от них для экономики слишком условна. Заодно был бы нанесен мощнейший удар по коррупции: камеры взяток не берут.

Подобные примеры можно найти в любой области, где заняты люди, работающие на государство и служащие ему. Для того чтобы все это реализовать, правительство должно целенаправленно готовить программы радикального сокращения численности всевозможных ведомств и подведомственных структур. А параллельно объявлять конкурсы и тендеры на разработку машин, которые заменят людей, и программного обеспечения к ним, ставя четкие задачи. Лучшего стимула для развития индустрии новых технологий не придумать. И рабочие места появятся. Только на этих новых рабочих местах люди будут создавать что-то реальное, то, что можно и экспортировать со временем.

Могли бы власти стимулировать процесс вытеснения человека в сторону более творческой и высокооплачиваемой деятельности и в частных компаниях, используя при этом исключительно экономические механизмы регулирования. Например, вместо снижения единого социального налога (ЕСН) в условиях дефицита рабочей силы необходимо его повышать, сохраняя при этом регрессивную шкалу: чем выше зарплата, тем ниже налоговая ставка. Тогда пользоваться дешевым трудом станет невыгодно: приглашать человека будет иметь смысл только на высокую зарплату. Так, глядишь, и бедность отступит.

Рано или поздно российские власти – нынешние ли, следующие ли – вынуждены будут пересмотреть свое отношение к человеку, перестать воспринимать его как самый дешевый восполнимый безликий ресурс. В противном случае нас действительно ждут окончательная деградация, депопуляция, распад и оккупация.

Версия для печати