КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПремия «Просветитель» как аванпост борьбы с невежеством

7 ДЕКАБРЯ 2009 г. ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ

На днях ВЦИОМ опубликовал результаты исследования, показывающего отношение наших соотечественников к проблеме происхождения жизни на Земле. Данные эти поражают воображение: едва ли не половина опрошенных граждан России (44%) разделяют идею божественного сотворения мира, а чуть более четверти (26%) убеждены в том, что никакого развития совершенного и законченного в своей основе мира не происходит. Очевидно, эта ситуация не уникальна — если копнуть в других областях знания, скорее всего, откроются бездны не менее зияющие.

Одна из причин подобного (будем называть вещи своими именами) вопиющего невежества — в исторической ориентации отечественного читателя на художественную литературу. И это мало зависит от интеллектуального уровня: на протяжении ста с лишним лет разного рода фикшн настолько плотно подменял собой и политологию, и социологию, и историю, и даже сексологию с философией, что привычка ассоциировать слово «читать» со словом «худлит» въелась в плоть и кровь едва ли не каждого — даже самого эрудированного и просвещенного — читателя. И поэтому если европейская домохозяйка с большой вероятностью прихватит в отпуск популярную книжку, допустим, «про животных», то ее отечественная коллега отправится на пляж с очередным томиком если не Акунина, то уж во всяком случае Улицкой или Пелевина. А из Пелевина (при всем уважении) много информации о подлинном устройстве мира не вынесешь.

Вторая грань проблемы — в замкнутости отечественного научного сообщества, представители которого привыкли свысока посматривать на обывателя и вовсе не стремятся никого просвещать или тем паче образовывать. Если же вдруг снисходят до разговора с «простецами», скажем, об эволюции или устройстве черных дыр, то немедля задирают планку дискуссии на такой уровень, что простому смертному остается только задумчиво почесать в затылке и тихонько по стеночке отойти в сторону, чтоб не мешаться.

Институций, которые были бы готовы корректировать эту ситуацию, не так много. В первую очередь это, конечно, книжная ярмарка «Нон-фикшн», в двенадцатый проходившая на прошлой неделе в здании ЦДХ на Крымском валу. Несмотря на, мягко скажем, неполное соответствие названию (художественной литературы на ярмарке все равно заметно больше, чем нехудожественной), она, по крайней мере на декларативном уровне, провозглашает примат серьезной (в том числе — познавательной) литературы над трэшем и всеми способами продвигает книжные новинки в этой сфере.

Вторым неутомимым борцом за просвещение широкой публики посредством качественного нон-фикшна, бесспорно, является фонд Дмитрия Зимина «Династия», который практически единолично материально поддерживает и пропагандирует публикуемую по-русски просветительскую литературу хорошего уровня. И речь идет не только о книжной серии «Библиотека Фонда Династия» (кстати, на нынешней ярмарке было представлено несколько ее новинок — в том числе знаменитая книга Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь», а также блестящая «Физика невозможного» Митио Каку), но и в первую очередь о премии «Просветитель» — по сути дела, единственной в нашей стране «денежной» награде, присуждаемой за книги в жанре нон-фикшн.

До появления «Просветителя» единственной специализированной премией за научно-популярную прозу (правда, исключительно в гуманитарной сфере) оставалась номинация внутри старейшей в стране премии имени Андрея Белого, материальный эквивалент которой, как известно, составляет один рубль, яблоко и бутылку «беленькой». На этом фоне «Просветитель» с призом в 600 тыс. рублей выглядит весьма весомо, да и присуждается эта сумма не по одному, а с нынешнего года сразу по двум направлениям — социогуманитарному и естественнонаучному. В этом году награда в первой номинации досталась книге Григория Козлова «Покушение на искусство», а во второй — работе «Под знаком кванта» Леонида Пономарева.  Как стало известно из речей участников пресс-конференции 3 декабря, на той же «Нон-фикшн», в целом этот регламент сохранится и в следующем году.

 



Учреждая премию «Просветитель», Дмитрий Зимин когда-то сказал: «Давайте сделаем это событием» — тем самым определив направление развития премии. Главная функция «Просветителя» — не столько финансовая поддержка достойных авторов (хотя и это важно), сколько способ дать качественным книгам в жанре нон-фикшн мощнейший инструмент промоушена, эффективно работающий в том числе (и даже в первую очередь) далеко за пределами академической среды. Только так, объединяя медийный и просветительский контекст, возможно сегодня пробить брешь в многокилометровой стене, разделяющей широкую публику и научную общественность.

А о том, что бывает с обществами, в которых забывают о родстве человека и обезьяны и о том, что Иван Грозный ни по каким стандартам не подходит под определение «первого русского гуманиста», можно не рассказывать — это и так все, в общем, могут себе без труда вообразить.

 

Фотографии с сайта www.premiaprosvetitel.ru

 

Обсудить "Премия «Просветитель» как аванпост борьбы с невежеством" на форуме
Версия для печати