Наука скорби. Не усвоена
Так получилось, что сюжет о гибели баурнаульских милиционеров прошел в теленовостях в день, когда начальство объявило траур по людям, сгоревшим в Перми. И это решение стало серьезным вызовом для федеральных телеканалов. Скорбь так или иначе заставляет задуматься. О хрупкости человеческой жизни, о бренности бытия, о том, что мы оставляем после себя. Не зря древние твердили «Memento mori», помни, мол, о смерти. И живи поэтому достойно.
Но искусство жить достойно, то есть не по понятиям, а по совести, сознательно и последовательно уничтожается отечественным телевидением. Понятное дело, что в день траура петросяны и прочие «комеди клабы» с записанным за кадром гомерическим хохотом выглядели бы откровенным вызовом. Однако их место вполне благополучно заняли отечественные детективные сериалы и импортные боевики (видимо, предполагается, что для просмотра «Лапушек», «Женской логики», «Хозяйки тайги» и «Истории летчика» требуется больше душевных сил, нежели для утробного ржания над шутками ниже пояса). На самом деле, на мой взгляд, речь идет просто о разных вариантах жвачки для глаз, возможности отвлечься от печальной реальности современного мира. И демонстрация этих детективов-боевиков не более чем профанация траура. Та самая профанация, на которую в действительности и рассчитывала власть, когда объявляла траур. Своего апофеоза эта профанация достигла в малаховской «Пусть говорят». Выдержать это зрелище могли лишь самые крепкие люди. Передачу посвятили предыдущей трагедии – катастрофе «Невского экспресса». Хорошо одетая, со свежим маникюром тетка с абсолютным спокойствием и многими подробностями рассказывала о жизни и смерти собственной дочери, которая ждала ребенка. Остальные участники были ей подстать. Неожиданным нравственным камертоном происходящему стала бабушка Лена. Та самая, облагодетельствованная начальниками аж на 4 тысячи, помогавшая пострадавшим. Ее заставили вспоминать весь ужас происходившего, и ей, нормальному человеку с нормальным нравственным чувством, стало плохо. Ей, но не тетке, которая вместе с ведущим превратила смерть своего ребенка в собственную «Минуту славы».
Конечно, люди бывают разные. И по-разному забываются в горе. Не мне судить. Штука в том, какие именно образцы представляет телевидение обществу в день траура. И эти образцы – бестрепетные люди. Не рискну назвать их безнравственными. Все страшнее: из-за хаоса развала одной страны, перехода в иную экономическую формацию, а потом, благодаря последовательной концентрации телевидения (не только его, но телевидения прежде всего) на том, что счастье заключается в достижении самых примитивных радостей, была сформирована весьма специфическая человеческая генерация. В день траура с экранов на меня смотрели не безнравственные, нет, не безнравственные люди. Это были люди в нравственном отношении совершенно дикие, то есть те, кто пока что не дозрел (и ясно, никогда уже не дозреет) до того, чтобы отличать добро и зло. Господа Эрнст, Добродеев, Кулистиков выполнили задачу, которая была перед ними поставлена. Именно эти дикари – основа нынешнего государства. И не дай бог нынешним политтехнологам, чтобы эти дикари в недалеком будущем решали их судьбу.
Фотографии РИА Новости