КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПерезагрузка России. Часть III

14 ДЕКАБРЯ 2009 г. АВТАНДИЛ ЦУЛАДЗЕ
РИА Новости

Вещи сами по себе не меняются. Одни только идеи,
которые составляются о них, могут изменяться.
                                                                                   Г. Лебон

СОВЕТСКАЯ МАТРИЦА

У «чекистов» есть своя корпоративная мифология. В частности, эта мифология гласит, что СССР сдала компартия во главе со своим генсеком. «Чекистам» не дала спасти страну кучка «предателей». Будь власть в их руках, они бы ее не упустили. С этим постулатом связана мифологизация образа Андропова. Уж он-то знал, как сохранить и укрепить державу, да не успел. В «чекистской» среде Путин позиционирует себя как «второй Андропов».

Сейчас ситуация обратная: власть в руках у «чекистов», а имитация КПСС – «Единая Россия» – кормится у них с руки. Теперь Россия – «правильный» вариант СССР. Историческая справедливость восстановлена. Власть в надежных руках. Враг не пройдет.

Но правило арифметики гласит, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. И компартия, и КГБ, и многое другое – все это элементы единого советского проекта. Весь проект потерпел крах. В силу инерции общественных процессов и по целому ряду других причин некоторые черты советской модели в крайне ухудшенной форме удалось восстановить. Но в советской матрице были изначально заложены изъяны, которые привели к плачевному результату. Необходимость реформирования системы осознавал даже ее главный создатель – Сталин. XIX съезд партии, по его задумке, должен был положить начало далеко идущей реформе политической системы. Но история сложилась иначе. Все последующие вожди пытались по-своему проводить реформы и дореформировались в 1991 году.

Советский проект завершился, но десоветизации общества и элит не произошло. Копирование в любой форме провального проекта, римейк СССР – затея, обреченная на провал. Реваншисты всегда проигрывают, потому что не умеют извлекать уроков из прошлого, пытаются его переделать, прокрутить старые сюжеты еще раз и неизменно с тем же результатом. Если бы великий Страдивари смастерил в свое время балалайку, она все равно не звучала бы, как скрипка. Проблема не в искусстве мастера, а в самой конструкции инструмента. Советский проект возник в экстремальных условиях для решения задачи выживания страны в агрессивном окружении. С наступлением ядерной эпохи перспектива Третьей мировой войны отпала, геополитическое соперничество переместилось в область экономики потребления. Для этого советская сверхмилитаризованные общественно-политическая и экономическая системы не годились. Пытаться скопировать советскую модель с некоторыми модификациями для решения современных задач, стоящих перед страной, также нереально, как из балалайки сделать скрипку.

Блуждание кругами в коридорах мифологического времени приводит к тому, что М. Мамардашвили называл «дурной повторяемостью российской истории». Выйти из этого заколдованного круга можно лишь, преодолев оковы мифов прошлого и двигаясь вперед.

 

ЧЕРНО-БЕЛОЕ ТВ

Однако, поскольку общество живет в пространстве мифов, политика также неизбежно развивается в русле общественной мифологии. В своей статье «Россия, вперед!» Медведев символически обосновал необходимость модернизации страны тем, что в следующем году нулевые заканчиваются и наступает новое десятилетие. Если Медведев все же решится на отставку Путина, то сделает это накануне Нового года. Путинская декада получит логически-мистическое завершение. Ельцин назначил Путина «преемником» накануне миллениума. Медведев завершает путинскую эпоху накануне нового десятилетия. 

Впрочем, и у Путина пока есть шансы спихнуть Медведева в это же время и под тем же соусом: в новое десятилетие с обновленной властью. В любом случае, «тандем» уже трещит по швам. Он изначально был символической конструкцией, и именно в символическом поле происходит размежевание «тандемократов». Они сами в этом виноваты – сделали ставку на архаизацию общественного сознания и теперь расхлебывают последствия. В примитивных обществах все намного жестче, чем в современных демократиях.

Вожди в таком обществе выступали неким связующим звеном между высшими силами и жизнью племени. Чтобы были хорошие урожаи, не было болезней и прочих напастей, вождь должен быть здоровым и сильным. При первых же признаках физической слабости вождя убивали и на его место выбирали нового. Со временем этот обычай был несколько модифицирован введением института «временного царя». Когда у племени начинались проблемы, вождь уступал свое место «временному царю». Весь негатив, все неудачи связывались с его персоной. Когда засуха или эпидемия проходили, «временного царя» убивали, и на трон возвращался «настоящий царь». Впоследствии и этот обычай трансформировался в более вегетарианский – обряды коронования «потешного царя», перераставшие в массовые празднества; институт шутов при дворе королевских монархов и проч.

Изначально «план Путина» состоял в том, чтобы назначить в лице Медведева «временного царя», на которого перейдет весь негатив (кризис назревал давно), а потом триумфально вернуться на «трон». Свои планы на 2012 год Путин прямо увязывает с улучшением экономической ситуации. В противном случае триумфального возвращения не получится.

Учитывая мифологизированность общественного сознания, схема могла сработать. Но Путин, по техническим причинам, нарушил план. Если бы он оставил политику и уединился бы в Красной поляне или еще где-нибудь, тогда запрос на возвращение Путина сформировался бы уже к настоящему времени. Но Путин не ушел, справедливо опасаясь, что, утратив административные рычаги власти, он утратит и перспективу ее возвращения. Более того, ситуация вынуждает его предпринимать шаги, чтобы убедить элиты и население, что он «главный царь». Четырехчасовое общение с народом – один из таких шагов.

Как это ни парадоксально, Медведеву выгодно первенство Путина, поскольку именно Путин является мишенью № 1 для нарастающего недовольства в обществе. Он главный – ему и отвечать. Он оказался слабым вождем, раз не смог предотвратить такого глубокого падения экономики. Слабого вождя следует свергать и заменять на сильного.

Чувствуя весьма неприятную перспективу, Путин выстраивает свой пиар на том, что самое тяжелое уже позади, жизнь улучшается и скоро будет совсем хорошо. Этот успокоительный лейтмотив явно прослеживался в «разговоре с народом». Телевидение по-прежнему изобилует развлекательными передачами и воспоминаниями о былых победах.

Но Медведев тоже выстраивает собственную «информационную вертикаль», одним из следствий чего явилась отставка М. Лесина. Параллельно лубочной картинке путинистов идет нагнетание катастрофизма. Медведев устраивает прямые телевключения с чиновниками, находящимися на местах катастроф; лично контролирует, как идут спасательные работы; выслушивает отчеты министров и т.д. По ТВ идут передачи о коррупции среди регионального чиновничества (например, о многократном завышении стоимости дорожного строительства, аферах с выделением жилья военнослужащим и проч.). Путину выгодно создавать видимость того, что «все к лучшему в этом лучшем из миров». Медведеву выгодно противоположное – все плохо и будет еще хуже, если не менять сложившийся порядок вещей. Путин за стояние на месте. Медведев – за движение вперед. У публики есть выбор.

 

ШАМАНЫ XXI ВЕКА

Конкурирующие властные группы пытаются использовать повышенную внушаемость населения и его склонность к «былинному» мышлению в своих целях. Однако в подобных ситуациях, как правило, в пылу борьбы формируется «поляна» для третьего игрока, являющего для всех «темной лошадкой» до поры до времени.

О том, насколько высока внушаемость россиян, косвенно свидетельствует обилие всевозможных программ с «битвами экстрасенсов», телевизионными и радио-консультациями «потомственных ясновидящих» и т.д. Нечто подобное происходило в конце 80-х годов. Увлечение этими передачами было массовым, многие отмечали эффект от телегипноза Кашпировского, Чумака и прочих.

Одно из объяснений шаманизма предложил французский антрополог Клод Леви-Стросс. Он считал, что «магическая ситуация» возникает при совпадении трех факторов: веры шамана в свои колдовские способности; веры человека, над которым совершается обряд, в шамана и веры общества в чудеса магии. При наличии этих трех составляющих срабатывает механизм коллективного внушения, который действительно творит чудеса. Известна масса случаев, когда люди реально исцелялись после таких сеансов.

В периоды нестабильности в обществе, нарастания фобий и ощущения катастрофизма внушаемость людей повышается. Специалисты считают, что в данном случае действует правило 20/80. В стабильном обществе внушаемых людей около 20% населения, в периоды кризисов – около 80%. Ситуация как бы переворачивается. Это вполне объяснимая реакция человеческой психики. Однако когда СМИ, политики, звезды шоу-бизнеса нагнетают страсти, то чувство беспокойства перерастает в тревогу, в массовый психоз. Телевизионные «чародеи» создают «магическую ситуацию», которой рано или поздно воспользуется «чародей» политический. Превращение малоизвестного партократа Ельцина в народного героя произошло именно в период увлечения советских граждан сеансами массового телегипноза. Оказалось достаточно пару раз проехаться в троллейбусе, чтобы стать «своим» для миллионов советских людей. И сейчас складывается похожая ситуация. Причем, на сцену снова выходят знакомые фигуры: Чумак, Кашпировский и т.д.   

На этом фоне в элитах второго эшелона, в бизнес-среде подспудно идет процесс формирования «модернизационного меньшинства». Оно еще не оформлено и не имеет своего лидера. Но в условиях беспомощности правящей верхушки, деградации системы и отсутствия перспектив в будущем формирование «модернизационного меньшинства», претендующего на власть, вполне закономерно. В 80-х годах тусовку «демократов» составляли профессора (например, Г. Попов, Ю. Афанасьев), юристы (А. Собчак), представители правоохранительных органов (следователи Гдлян и Иванов), военные (А. Руцкой) и т.д. В Кремле шла свара между «перестройщиками» (лидер А. Яковлев) и консерваторами (Е. Лигачев). В ситуации «гласности» для «демократов» возникла возможность выступать со своими идеями по ТВ. Потом возник феномен Ельцина, начались массовые митинги, и в какой-то момент правящая верхушка упустила процесс из-под контроля. Нечто похожее происходит и сегодня. Некоторым персонам позволено высказываться критичнее, чем это было принято в период «суверенной демократии». Пока эта «критика» работает на усиление позиций Медведева. Но Медведев нерешителен и медлителен, а ситуация обостряется с каждым днем. На этом фоне на арену вполне может выскочить «темная лошадка» и смешать все карты. Особых усилий для «раскрутки» уже не требуется. Если майор Дымовский стал сенсацией, то фигура посерьезнее может взорвать все политическое пространство.

 

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ МИФОВ

А что же большинство, которое занято своими делами и политикой интересуется лишь от случая к случаю? Большинство пока не может четко сформулировать свои претензии к власти. Кто герой, а кто антигерой – непонятно. Но уже понятно, что в стране все идет вкривь и вкось. И так же, как в период экономического роста мифологическое сознание приписывало все успехи Путину и в его лице всей правящей верхушке, в период спада все проблемы и неудачи начинают приписывать им же. Механизм коллективной безответственности, некогда составлявший опору путинизма, оборачивается против него самого.

Сейчас в мифологическом пространстве идет процесс превращения вчерашних героев в антигероев. Этот процесс неизменно сопровождается катастрофическими явлениями. Мировоззренческая катастрофа (разочарование в прежних героях) получает подтверждение в виде участившихся катастроф в реальности. Действует психологический механизм – утратив опору в жизни, люди начинают вести себя неадекватно, что приводит к печальным последствиям. Установить фейерверк под деревянным потолком в расчете на «авось обойдется» – лишь один из примеров подобного рода. Но «фейерверки» в опасных местах устанавливают и политические игроки, полагающие, что уж они-то надежно защищены и им ничего не будет. Неадекватным поведением охвачено все общество – сверху донизу. Страх потерять власть и собственность толкает властные группировки на рискованные шаги по принципу «или пан, или пропал». Страх и растерянность в среде «простых» россиян порождают потребность в поисках виноватых «во всем этом». Наступает время свержения идолов, не угодивших богам, не сумевших оградить «свой народ» от напастей.

Одно из следствий «эпохи нигилизма» состоит в том, что в России социально активная часть населения в политике не участвует, а социально пассивная до недавнего времени исправно ходила на выборы. Ситуацией успешно пользовались кремлевские ловкачи, считающие избирателей «лохами».

Коллективная безответственность может иметь два практических следствия в области политики – хаос или диктатуру. Система, основанная на активном участи граждан в решении политических вопросов, позволяет избежать этих крайностей, выйти из заколдованного круга мифологии в историю. Но путь к созданию такой системы простым не будет. Слишком много возможностей было упущено, слишком много проблем накопилось за «гламурные» годы. Но разгребать все равно придется. «Перезагрузка» политической, идеологической и экономической систем России неизбежна.

Фотографии РИА Новости

Обсудить "Перезагрузка России. Часть III" на форуме
Версия для печати