Итоги года. Год в блогах
Одной из наиболее массовых акций в социальных сетях стал сбор подписей в поддержку Светланы Бахминой. Удачный формат акции, позволявший каждому вскоре увидеть свою подпись, поставить счетчик подписей на сайт, в блог — все это позволило собрать более ста тысяч голосов за освобождение юриста ЮКОСа. Российские власти были вынуждены Светлану Бахмину отпустить.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС также вызвала бурную реакцию блогеров, особенно живущих в городах ниже по течению. Местные жители рассказывали о панике, делились фактами, о которых умалчивало телевидение, передавали слухи. В частности, сообщали о ходе спасательных работ, о стуках, по которым находили рабочих станции. Министру Сергею Шойгу не понравились комментарии в блогах, о чем он заявил публично. В результате против блогера Михаила Афанасьева завели уголовное дело, обвинив в клевете. По счастью, в МЧС быстро поняли, что одно дело — спасать и совсем другое — сажать. Шойгу выступил со специальным заявлением, что не хотел бы, чтобы блогера посадили, в результате дело спустили на тормозах. Информация, что некоторых людей на станции нашли именно благодаря стукам, позже подтвердилась.
Важным продолжением этой истории стал визит на станцию блогера-фотографа Рустема Адагамова (drugoi), которого пригласили энергетики, чтобы он мог беспрепятственно освещать в своем блоге ход спасательных работ. Позже Адагамов фактически вошел в президентский пул, рассказав о поездках на место аварии президента Дмитрия Медведева. С этого момента в пресс-службах многих компаний завели привычку приглашать на важные события не только официальные СМИ, но и популярных блогеров.
Яркий пример тут — история с МТС. В выходные блогосферу сотрясает скандал по поводу новых тарифов МТС, которые, как казалось на тот момент, могут сделать должниками оператора связи многих владельцев старых сим-карт. А уже в понедельник руководство компании во главе с президентом МТС Михаилом Шамолиным встречается с ведущими блогерами российского интернета и разъясняет, что все не так и что неправильные решения отменены, а будут приняты другие, правильные.
Миноритарный
акционер ряда государственных компаний, Алексей Навальный
чрезвычайно эффективно использовал свой блог, вскрывая мошеннические схемы и
вынуждая бизнес-монстров поворачиваться лицом к рядовым акционерам. Блогер
направлял запросы правлению компаний, жалобы в прокуратуру, подробно описывал в
блоге все перипетии бумажной волокиты, называл имена и фамилии и, что важно,
призывал остальных блогеров (а особенно других миноритарных акционеров)
направлять в государственные органы свои запросы. К тому же пользователи
ставили ссылки на записи Алексея Навального, там самым выводя их в топ записей
в блогах Яндекса, — а это уже расширяло читающую аудиторию во много раз. Не
исключено, что этот случай послужил одной из причин закрытия топа Яндекса, но
об этом подробнее ниже. В конце года блогер navalny сделал видеоверсию своего
текста «Как пилят в ВТБ», ролик тут же попал уже в топы YouTube. Закрыть этот
топ российским цензорам будет куда сложнее.
Отдельно стоит отметить, что в этом году в блогах появился целый ряд российских политиков: Борис Немцов, Гарри Каспаров, Сергей Миронов, Эдуард Лимонов, чрезвычайно интересным оказался блог дочери первого президента России Татьяны Юмашевой (t-yumasheva). Эдуард Лимонов активно осваивал видеосервисы, организовав регулярные прямые видеоэфиры на BlogTV. Его эфиры на RuTube, что не удивляет, регулярно срывались. Естественно, «по техническим причинам».
По «техническим причинам» и сервис Yota отказал своим московским пользователям в доступе на ряд оппозиционных сайтов, включая некоторые независимые СМИ. После начавшегося скандала доступ почти на все ранее заблокированные сайты был открыт.
Компания «Яндекс» неожиданно закрыла сервис популярных записей в блогах — рейтинг. Даже из официального сообщения компании очевидно, что причина закрытия — излишнее влияние рейтинга на политику. Конечно, кому понравится огромный разрыв между интересом россиян к новостям в Интернете и официозным подачам большинства телеканалов.
Порывы завести против блогеров уголовные дела, если не считать случай с Шойгу, особо не сдерживались. Апофеоз борьбы с сетевым инакомыслием — первый блогер за решеткой.
Татарский журналист и политик Ирек Муртазин вел давнюю борьбу с местными коррупционерами, за что преследовали и его, и его родственников, однажды он был избит. Маховик уголовного дела начал раскручиваться после записи в блоге о предполагаемой смерти президента Шаймиева. Зацепившись за эту запись, следствие вплело в дело статьи, книги Муртазина. Результат — год и девять месяцев колонии. Первый политзаключенный-блогер в России.
Отдельный эпизод — майор Дымовский. Обращение милиционера с подробным рассказом о коррупции и о нелепостях в милиции оказалось полной неожиданностью для властей. Видеообращением Дымовского вызвало череду других выступлений. Вряд ли россиян удивит, что по результатам видеообращения уголовное дело возбудили против самого Дымовского, о делах же против коррупционеров, которых он упоминал, общественность пока не слышала.
Дымовский показал силу нового инструмента в социальных сетях — видеоблогов. Думаю, в наступившем году нам предстоит ближе познакомиться с его действием.