КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПод «вертикалью власти» россияне стали меньше праздновать

21 ЯНВАРЯ 2010 г. МИХАИЛ ДЕЛЯГИН

 

РИА Новости
Самая длинная ночь в России — ночь с 25 декабря на 13 января — наконец закончена. И приходя в себя после изматывающего в своей нелепости принудительного отдыха, даже на официозных сайтах именуемого «священным праздником “Драбадан”», впору подумать о праздниках вообще.

В самом деле, что мы празднуем?

По данным Фонда «Общественное мнение», в последние 10 лет весьма знаменательным образом менялись праздники, отмечаемые россиянами.

Наиболее отмечаемым праздником является Новый год, но и его в 1997/1998 годах (опрос проводился в апреле 1998 года, и ответы отражали воспоминания предшествующего года) праздновало лишь 88% россиян, а второе по частоте празднований событие — собственный день рождения — и вовсе лишь 74%! Поистине, перед дефолтом было не до празднеств. Правда, почти до современного уровня (95 и 86%) частота их празднования возросла уже в 2002 году (94 и 85%).

Если рассматривать весь период с 1997/1998 до 2009 года, очевиден рост частоты личных и семейных праздников. Так, доля празднующих 8 марта (третий по популярности праздник) выросла с 63 до 72%, день рождения взрослых членов семьи — с 53 до 67%, день рождения детей — с 59 до 63%, Старый Новый год — с 29 до 35%, Валентинов день — с 16 до 20%.

Таким образом, частота празднования средним россиянином личных и семейных праздников выросла с 3,23 раз в год в 1997/1998 годах до 4,38 раз, то есть более чем на треть, что отражает рост значения частной жизни для россиян.

Частота празднования основных православных праздников также выросла: Пасхи с 65 до 71%, Рождества с 49 до 66%, Троицы с 25 до 30%. Общая их частота выросла с 1,39 до 1,67 (более чем на одну пятую), что отражает постепенное распространение в российском обществе православных традиций. Это естественно в условиях продолжающегося идеологического вакуума.

А вот динамика празднования связанных с государством событий неравномерна. Праздники, воспринимаемые как патриотические, демонстрируют уверенный рост популярности. Так, частота празднования Дня Победы выросла с 48 до 60%, 23 февраля — с 34 до 53% и даже Дня независимости России — с 10 до 11%.

В то же время постепенно сокращается привычка отмечать праздники, связанные с советскими традициями. Так, частота празднования Международного дня труда — 1 мая — снизилась с 34 до 22%: труд в стране торжествующей и всеобъемлющей коррупции все меньше воспринимается как почетное занятие и все больше — как удел неудачников. Частота празднования дня Великой Октябрьской Социалистической революции (переименованного в 90-е годы в День примирения и согласия, а затем и вовсе отмененного) снизилась с 17 до 9%. Правда, доля празднующих 4 ноября выросла к 2009 году до 8%, так что общий удельный вес россиян, отмечающих «ноябрьские праздники», по-прежнему составляет 17%. И, наконец, сама собой, в связи с абсолютной неактуальностью из-за все более очевидной фиктивности Конституции умирает традиция празднования ее дня: частота празднования снизилась с 9 до 6%.

В целом частота празднования событий, связанных с государством, выросла для среднего россиянина с 1,52 до 1,89 (почти на четверть). Интересно, что частота и динамика их празднования оказались выше частоты и динамики празднования православных праздников, что свидетельствует о растущей потребности в патриотизме. С другой стороны, и частота, и динамика связанных с государством праздников значительно отстают от частоты и динамики праздников семейных.

 

РИА Новости
Весьма важно, что за прошедшие 12 лет существенно менялась и сама интенсивность празднований, что свидетельствует об изменении эмоционального состояния общества. Если накануне дефолта, в 1997/1998 годах средний россиянин отмечал 6,76, а в 2000-м — и вовсе 6,75 праздников в год, то уже в 2002 году этот показатель достиг 7,57, а в 2003/2004 годах (опрос проводится в апреле 2004 года) стал максимальным и достиг 8,61 праздника в год. Это признак улучшения эмоционального состояния общества по мере изживания последствий дефолта и политического кризиса второй половины 1999 года: тогда действительно «жить стало лучше, жить стало веселей».
Однако затем произошло принципиальное изменение ситуации: уровень жизни продолжал расти, а интенсивность празднований стала снижаться. В 2004/2005 годах средний россиянин отмечал 7,92 праздника в год, в 2006-м — 7,68, а в 2006/2007 годах — лишь 7,55 праздника в год, что ниже даже уровня 2002 года. Это можно объяснить тем, что приятные эмоции от повышения личного благосостояния переламывались негативными ощущениями от наглядной деградации государства, его коррумпированности, лжи, пренебрежения интересами населения и агрессивности по отношению к нему. Под сенью «вертикали власти», которая и сегодня стоит на каждого россиянина в отдельности и на всю нашу страну в целом, не очень-то и празднуется, даже несмотря на докризисный рост доходов.

В 2009 году проявилось парадоксальное увеличение интенсивности отмечания праздников: средний россиянин праздновал 7,76 праздника в году. Вероятно, это связано, с одной стороны, с некоторой стабилизацией экономики и самой жизни после «первой волны» кризиса, а с другой — с ощущением неизбежности перемен.

Ведь в конце 2000-х, как и в конце 80-х, даже самым далеким от политики людям стало ясно: столь неэффективные и оторванные от реальности режимы долго не живут — и значит, История вновь властно стучится в двери.

Автор директор Института проблем глобализации, д.э.н.

 

Фотографии РИА Новости

 

Обсудить "Под «вертикалью власти» россияне стали меньше праздновать" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Такие разные праздники // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН