КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахКот в мешке пятого поколения

1 ФЕВРАЛЯ 2010 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

 

РИА Новости

 

И вот он взлетел – наш ответ американцам, истребитель пятого поколения. Вблизи Комсомольска-на-Амуре в небо поднялся истребитель, внешне немного похожий на F-22, чуть больше – на старый Су-27. Самолет находился в небе целых 47 минут. И это вызвало целый шквал, просто водопад победных реляций. Вице-премьер Сергей Иванов радостно сообщил своему начальнику: «Это знаковое событие для нашего авиастроения… Он действительно уникальный: сочетает в себе функции как истребителя, так и ударного комплекса, способного в любых условиях работать и по наземным, и по воздушным, и по надводным морским целям. Этот самолет уже оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующем функцию электронного пилота и перспективной РЛС, радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой. Это позволяет пилоту самолета значительно снизить нагрузку на себя и концентрироваться только на решении тактических задач. А все остальное фактически определяет компьютер». Премьер тоже не скрывал удовольствия. Он поспешил связать успех с собственным мудрым решением четырехлетней давности о создании Объединенной авиастроительной корпорации. Владимир Путин пообещал также, что уже через три года, в 2013-ом, первая партия наиновейших самолетов поступит в Вооруженные силы, а через пять – и вовсе начнется серийное производство.

Представляю, с каким облегчением выдохнули ответственные руководители, когда истребитель Т-50 благополучно полетал, а затем приземлился. Ставки были высоки как никогда. После серии неудач с пусками межконтинентальной ракеты «Булава», способность поднять в небо истребитель пятого поколения стала делом принципа. Ведь российское начальство ежегодно обещало осуществить полет вышеозначенного истребителя, начиная с 2005 года. Вместе с неудачами «Булавы» бесконечное откладывание демонстрации нового истребителя создавало уже комический эффект. Начались разговоры о том, способна ли Россия, объявившая о всеобщей модернизации, в принципе разрабатывать высокотехнологическую продукцию. Ведь особенности «Булавы» и Т-50 заключаются в том, что это – российские проекты, осуществляемые без значительного «советского» задела. С очевидными последствиями. Некие смельчаки уже начали ставить под вопрос правильность управления военно-промышленным комплексом, который сейчас представляет собой несколько гигантских колхозов, куда усилиями Путина, Иванова и Чемезова согнаны сотни самых разных предприятий.

Создание Объединенной авиастроительной корпорации как раз и производилось под лозунгом концентрации всех ресурсов для строительства истребителя пятого поколения. Руководители немногих относительно успешных авиапредприятий ВПК высказывали тогда вполне обоснованные опасения, что, прикрываясь идеей истребителя пятого поколения, московские чиновники пытаются прибрать к рукам те доходы, что предприятия имели от иностранных заказов. Уместно вспомнить, что Илья Клебанов, занимавший в начале 2000-х должность министра промышленности, уверял: разработка истребителя составит полтора миллиарда долларов. Теперь говорят, что за десять лет было истрачено около 10 миллиардов долларов…

Одним словом, истребитель должен был взлететь, что называется, кровь из носа. Он и взлетел. Вопрос только в том, что в действительности поднялось в небо. С уверенностью можно сказать только одно – впервые за четверть века в нашей стране был создан новый планер истребителя. И это все. Обладает ли изделие Т-50 качествами боевого самолета пятого поколения, а именно – постоянной скоростью, превышающей 2000 км. в час, дальностью полета свыше 5 тысяч километров, малозаметностью, способностью к дальнему радиолокационному обнаружению противника, наличием управляемого вооружения большой дальности – все это неизвестно. По некоторым данным, бортовая РЛС проходит еще стендовые испытания. Об оружии неизвестно вообще ничего.

Что до двигателя, который и должен обеспечить скоростные характеристики Т-50, лучшие, чем те, которыми обладает американский F-22, то его пока что просто нет. Несколько лет подряд разные фирмы упражнялись в подковерных интригах, срывая раз за разом тендеры на создание двигателя. В конце концов контракт получило НПО «Сатурн». И первое, что начали делать его руководители, так это врать самым наглым образом.

И Путин, и Иванов признают, что проблемы с двигателем придется решать еще довольно-таки длительное время. Но в день первого полета истребителя пятого поколения управляющий директор НПО «Сатурн», директор программ для ПАК ФА Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Илья Федоров сообщил нечто абсолютно сенсационное. Оказывается, на новом истребителе установлен «новейший двигатель, а не усовершенствованный аналог силовой установки для Су-35, как писали некоторые СМИ и говорили некоторые «специалисты». Он отвечает всем требованиям, которые были предъявлены нам компанией «Сухой». То есть премьер и вице-премьер ни ухом, ни рылом не в курсе того, что проблемы, которые их так волнуют, уже успешно решены. Оказывается, уже четыре года в НПО «Сатурн» велись работы (очевидно, секретные даже от премьера) над новым двигателем, который уже готов.

Отличная новость для главкома ВВС генерала Александра Зелина. Еще четыре месяца назад военачальник констатировал, что двигателя у Т-50 нет и в ближайшее время не предвидится. «Пока самолет будет летать с двигателем НПО «Сатурн», а в дальнейшем получит новую силовую установку», – добавил главком. Речь шла о разработанном НПО «Сатурн» двигателе 117С – по сути глубокой модернизации серийно выпускаемого двигателя АЛ-31Ф.

Похоже, начальники в «Сатурне» решили впарить Родине двигатель, который демонстрировали четыре года назад. Худший вариант – заполучив контракт, они решили не напрягаться и поставить на новый самолет старые моторы.

Честно сказать, я не знаю плохо или хорошо изделие Т-50, дотягивает ли оно до параметров 5-го поколения. Однако очевидным является то, что взлетел этот самолет в густом тумане вранья. И здесь его принципиальное отличие от многострадальной «Булавы». Штука в том, что врать в отношении пусков межконтинентальных ракет довольно затруднительно. Очевидные срывы, когда, например, не включается ступень, могут, как это недавно и случилось, зафиксировать жители близлежащих государств. Другие срывы становятся очевидны, когда, согласно требованиям уже истекшего Договора СНВ-1, Россия передает США всю телеметрию по испытаниям. Уж не потому ли премьер-министр испытывает такое раздражение из-за того, что приходится передавать американцам телеметрию. Что же до истребителя пятого поколения, то никаких ограничений на вранье в данном случае не существует. Таким образом, мы наблюдали полет кота в мешке. Ах да, мешок был пятого поколения.


Фотографии РИА Новости  
Обсудить "Кот в мешке пятого поколения" на форуме
Версия для печати