После второго тура
Во втором туре президентских выборов в Украине все же победил Виктор Янукович. Рано или поздно, но сторонникам Юлии Тимошенко придется смириться с этим печальным для них фактом. И это несмотря на чудо, совершенное действующим премьером. Ей удалось опровергнуть трагические для нее прогнозы, прочившие разрыв между участниками второго тура чуть ли не в 15%. В результате разрыв оказался небольшим – 2,5% (данные по 92% подсчитанных бюллетеней).
Нового Майдана, подобного состоявшемуся в 2004 году, не будет. Точнее говоря, возможна его имитация, так как идеалистов, мечтающих о том, что их страна завтра-послезавтра окажется в Евросоюзе, в современной Украине осталось немного. «Оранжевая» революция привела к большим разочарованиям – в частности, к фигуре Виктора Ющенко, позиционировавшего себя в качестве честного технократа, а оказавшегося узким сторонником национальной идеи с серьезными олигархическими связями. Для того чтобы осуществить революцию, необходимо иметь «огонек в глазах», а его сейчас у украинских политических активистов практически нет (исключение составляет лично Тимошенко, но вряд ли ее «энергетики», пусть и мощнейшей, хватит для революционного сценария).
Кроме того, особенность «оранжевой» революции заключается в том, что ее участники – не бунтовщики, а сторонники строгого соблюдения закона (в качестве нарушителя выступает действующая власть, занимающаяся электоральными фальсификациями). При этом необходимо, чтобы авторитетная инстанция подтвердила подозрения, отказавшись сертифицировать выборы. В 2004 году такой инстанцией стали международные наблюдатели, выявившие факты грубого нарушения волеизъявления избирателей. Сейчас они настроены иначе – по крайней мере, в отношении хода избирательной кампании. Глава наблюдателей от ПАСЕ Матиаш Эрши уже назвал выборы прозрачными, заявив, что «победитель должен быть принят европейским сообществом и украинским обществом. И тот, кто проиграл, должен признать результаты выборов». Что касается пересмотра «правил игры» в межтуровый период – поправок в законодательство, не позволивших сторонникам Тимошенко в избиркомах сорвать кворум при подсчете голосов – то европейцы хотя и не могут одобрить такую практику, но высказали лишь крайне сдержанное неприятие. Они дают понять, что возможные споры нужно решать в судах, а не на улицах.
Ни Россия, ни Европа, ни США не заинтересованы во вмешательстве в украинский электоральный процесс – напротив, они считают, что оптимальным сценарием является стабильное (насколько это возможно) развитие Украины как страны-транзитера российского газа в Европу. Никакие другие инстанции не могут быть достаточно авторитетными для того, чтобы обосновать новый Майдан в глазах как украинской, так и международной общественности. Отметим, что все «экзит-пулы» социологов, вне зависимости от их политических симпатий (а абсолютно дистанцированных от обеих участников второго тура авторитетных социологических фирм в Украине нет) дали преимущество Януковичу. В последнее время можно припомнить лишь один случай, когда социологи ошиблись – на румынских президентских выборах в декабре прошлого года, когда «экзиты» отдали небольшое преимущество лидеру оппозиции, а победил действующий президент. Однако тогда разница была еще меньшей, чем сейчас в Украине – примерно 0,7%.
Разумеется, Тимошенко будет обвинять сторонников Януковича в фальсификациях на востоке страны, однако они если и были, то вряд ли могли существенно повлиять на окончательный результат – с учетом плюрализма административного ресурса в различных регионах страны. На обвинения в мошенничестве в Луганске «Регионы Укрины» ответят аналогичными – только на примере Львова или Тернополя. Добавим к этому, что против Тимошенко настроена киевская мэрия во главе с Леонидом Черновецким, тогда как в 2004 году этот властный орган сочувствовал «оранжевым».
В межтуровый период Тимошенко сделала максимум возможного. Она провела электоральную экспресс-мобилизацию на Западе страны, активно подчеркивая свою благоговение перед «знаковыми» для этого региона историческими фигурами – от «сичевых стрельцов» до Степана Бандеры. Не меньшую роль сыграла и кампания, направленная против Януковича, которого последовательно отождествляли с «донецкими бандитами». В результате ей удалось добиться многого. Во втором туре, по предварительным данным, наиболее высокая явка – в Тернопольской области; немного отстала от нее Львовская. Понятно, что абсолютное большинство избирателей в этих областях проголосовали за Тимошенко (в Тернопольской области – почти 90%!), несмотря на резко негативное отношение к ней со стороны Ющенко, для которого Галичина является электоральным доменом. Резко улучшен результат премьера в Киеве, где интеллигенция активно голосовала в первом туре за Тигипко.
Однако для победы этого было недостаточно. Образованные одесские и харьковские (но не киевские!) избиратели Сергея Тигипко, занявшего третье место в первом туре, не проголосовали за Тимошенко, предпочтя ему «своего» Януковича, пусть даже и путающего генофонд с геноцидом и называющего Ахматову Ахметовой (понятно, что с Ринатом Ахметовым он знаком куда лучше, чем с творчеством великой поэтессы). В родной для Тимошенко Днепропетровской области Янукович обошел ее более чем в два раза. Именно эти голоса сыграли решающую роль в результате второго тура, не позволив Тимошенко получить несколько процентов голосов, необходимых для победы. Януковичу оставалось лишь не допустить грубых политических ошибок в межтуровый период, чтобы не сломать логику биполярного голосования, которая начала «размываться» в первом туре. Напомним, что тогда за счет «фактора Тигипко» снизилась роль географии в электоральных предпочтениях украинских избирателей. Теперь же, когда «третья сила» исчезла, избиратели вновь стали действовать, исходя из географического принципа.
Что будет дальше? Сторонники Тимошенко, скорее всего, выйдут на площадь, но их протесты не приведут к пересмотру итогов выборов (он возможен только на отдельных участках, что принципиально не изменит результатов голосования). Затем Янукович попытается сместить Тимошенко с поста премьера – в этом ему необходима поддержка Ющенко (контролирующего часть фракции «Нашей Украины») и нынешнего спикера Владимира Литвина. Их приверженцы уже объединились между турами для смещения с поста главы МВД Юрия Луценко. Вполне возможно, что им удастся объявить вотум недоверия правительству, несмотря на то, что в Раде это сделать сложнее, чем в парламентах других европейских стран (там слабейшая сторона не захватывает трибуну и не выводит из строя электронную систему голосования). Но даже если Тимошенко будет уволена, то проблем у Януковича меньше не станет. Это и кандидатура следующего премьера, и вопрос о том, из каких ресурсов платить за российский газ – сейчас каждый месяц эксперты гадают, сможет ли страна произвести очередной платеж. К тому же и победа Януковича на президентских выборах не столь убедительна, чтобы он мог чувствовать себя получившим «мандат нации», позволяющий не оглядываться на оппонентов. Не исключено, что уже в этом году страну будут ждать очередные парламентские выборы – так что политическая стабильность Украину ожидает еще не скоро.
А что же Тимошенко? Вряд ли она и ее сторонники пойдут до конца в намечающемся гражданском противостоянии. Эмоций будет много, но, скорее всего, они сделают ставку на недееспособость Рады и досрочные выборы (репетицией которых могут служить региональные выборы, которые пройдут уже в мае). Небольшой разрыв между участниками второго тура заставит многих из них поверить в то, что у них украли победу – что бы ни говорили социологи и сотрудники избиркомов (понятно, что при 10-15%-ной разнице все было бы ясно даже самым последовательным приверженцам украинской «Железной леди»). А раз так, то они могут быть ориентированы на хотя бы частичный реванш – как Корчной в 1978 году, который, проиграв Карпову драматичный матч на первенство мира, почти сразу же победил на первой доске шахматной Олимпиады, выступая за команду Швейцарии. Так что прогнозы о «политическом крахе» Тимошенко после нынешних выборов вряд ли сбудутся – за ней почти половина Украины, с чем не сможет не считаться Янукович.
Автор — первый вице-президент Центра политических технологий
Фотографии РИА Новости