Что нам покаяние?
Праздник закончился. Стерты дежурные улыбки важных персон. Высохли искренние слезы ветеранов. Теперь пора поговорить всерьез.
Последние дни перед праздником 60-летия Победы одна из тем завладела эфиром, страницами и умами. Речь идет о нашей ответственности за прошлое, о покаянии за ошибки и преступления. Из нравственно-исторической тема быстро превратилась в вульгарно-политическую, в базарный торг между «лидерами». Это сместило смыслы и акценты. И мы забыли спросить себя: а что значат ответственность и покаяние? В чем их смысл? Зачем нам это нужно? И нужно ли? Не претендую на исчерпывающие ответы, но считаю необходимым поделиться своими размышлениями на эту тему.
Размышления эти отталкиваются от неслучайного совпадения: одновременно с темой ответственности и покаяния почти также активно стала обсуждаться тема сталинского наследия. Заглядывая в прошлое и держа в уме упомянутые выше вопросы, натыкаешься и на другой сюжет, связанный с темой ответственности: вспоминается знаменитое сталинское «сын за отца не отвечает».
Обычно эта фраза трактуется однозначно и примитивно: «Если отец – «враг народа», то детей за это наказывать не обязательно». Однако у сталинских слов есть другой смысл – более глубокий, важный, страшный, если угодно, для власти. Дело тут не только в лукавстве, не только в противоречиях между этой фразой и сталинской детоубийственной практикой. Смысл вот какой.
«Безответственный» сын может спокойно отречься от безвинно загубленного отца. Он свободен от анализа причин, почему такие убийства стали возможны в столь страшных масштабах. Ему незачем думать о том, что злодейство может повториться, в том числе – обращенное против него и его детей. Можно не замечать явные признаки угрозы.
«Не отвечать за отца» – значит оставаться покорным быдлом, ожидающим свою пайку и соглашающимся со всем, что творилось и творится в твоей стране. Отвечать или не отвечать – это выбор между ответственной гражданской позицией и готовностью оставаться в стаде, погоняемом пастухами и сбиваемом в кучу овчарками.
Сталину не были нужны граждане. Он хотел управлять стадом. Поэтому он великодушно разрешал «не отвечать».
Слова «отец» и «отчизна» — однокоренные. Ответственность за отца и ответственность за отчизну – родственные понятия. В то же время ответственность – это индивидуальное состояние души, как любовь или патриотизм.
Ответственность за отчизну – синоним ясного понимания прошлого, но не отказа от него. В ней – смелое признание ошибок и преступлений, даже если они совершены не тобой. Только при этом условии возможен ясный путь в будущее, а риск повторения ошибок и преступлений снижен. Только осознав ответственность за свое прошлое, обретаешь истинное право гордиться им. Ответственность за прошлое рождает ответственность перед будущим.
Ответственность как индивидуальное состояние души не может быть переложена на других – предков, потомков, начальников… Такая индивидуальная ответственность превращает отдельного человека в гражданина, органичную часть народа и страны. Такая ответственность, подавляя эгоизм и равнодушие, заставляет думать и действовать. И если такая ответственность овладевает множеством людей, становится общей для них идеей, они превращаются в Нацию – сильную и успешную. (Посмотрите на немцев, и вам все станет ясно.)
Сейчас можно услышать: «Без прошлого у страны нет будущего». Я бы даже усилил эту мысль: «Как мы мыслим наше прошлое, так мы и строим наше будущее». Виртуальное прошлое, сочиняемое каждый раз под политическую конъюнктуру, делает виртуальным наше будущее (а виртуальное настоящее нам пытаются навязать). Если мы хотим иметь реальное будущее, необходимо осознание реального прошлого, что неотделимо от ответственности за него.
Теперь понятно, что есть покаяние. Это одно из проявлений ответственности – осознанное и публичное. Это признание, главным образом перед собой, прошлых ошибок и преступлений, готовность отвечать за свои нынешние и будущие действия с оглядкой на прошлое, которое не должно повториться.
Нынешнюю власть много роднит со сталинской. Сталин говорил нашим предкам: «Успокойтесь, не отвечайте за своих отцов, все будет хорошо». Путин говорит нам: «Я за все в ответе, а вам отвечать не надо. Не надо отвечать за свой политический выбор. Да вы и не умеете. Я все сделаю сам». И той, и другой власти не нужны ответственные граждане.
Именно в силу этого родства нынешняя власть бежит ответственности за прошлое и боится покаяния. Люди, разобравшиеся в своем прошлом, начинают яснее понимать настоящее. Граждане, осознавшие свою ответственность за прошлое и перед будущим, могут призвать власть к ответу. Это опасно для нее. Страшно. Поэтому они повторяют: «Дети за отцов не отвечают. Каяться незачем. Все хорошо. Жуй, стадо, свою жвачку».
Не буду. Я – не стадо. Я, как гражданин и профессионал, хочу быть в ответе за происходящее в стране, наравне с моими согражданами. Вместе с ними хочу иметь право гордиться моей страной, ее историей. Поэтому я заявляю.
Я в ответе за свои ошибки, которые совершил, находясь у власти, о чем писал не раз. Но вместе с тем я горжусь, что в смутное для страны время я не прятался, старался понять это время и не боялся действовать.
Я в ответе за моего отца, который до самой смерти мечтал строить маленькие уютные гражданские самолеты и вертолеты, а конструировал боевую технику. И я горжусь тем, что им сконструирован самый грозный и совершенный боевой вертолет нашей армии.
Я в ответе за отца моего отца, моего деда, в гражданскую – комиссара армии, расстрелянного Сталиным в 39-м. Я прошу прощения у потомков, живших, живущих и не родившихся, тех русских людей, которые воевали против моего деда и которые были порубаны красноармейцами, вдохновленными моим дедом. (А вдохновлять он умел. Нынешним и не снилось.) Но я горжусь тем, что мой дед – один из тех «маленьких людей», которые сумели поднять голову, преодолеть неумолимость судьбы и, взяв на себя ответственность, стать гражданином.
Я ответственен за своих предков, и я горжусь ими. Я ответственен за мою страну. Я прошу прощения за все зло, которое она причинила своим и не своим детям. И я горжусь своей страной, славными страницами ее истории, ее людьми. Я имею на это право. Я – гражданин.
Автор — президент Фонда ИНДЕМ