Слова-феромоны
Пару дней назад я сидела в ресторане с моим знакомым, который начинал с Чубайсом и Гайдаром, а, впрочем, и сейчас в хороших чинах.
– Как Илларионов мог так написать о Гайдаре? – возмутился мой приятель.
– Но это же правда, – ответила, – утверждать, что Гайдар спас страну от голода – не очень корректно.
– Это, может, и правда, но говорить так бессовестно.
Мы по привычке считаем, что фразы, которые мы произносим, должны сообщать какую-то информацию. Однако не все фразы сообщают информацию. Некоторые фразы являются фразами-феромонами, фразами-мундирами: они просто сигнализируют о принадлежности произносящего к той или иной социальной группе.
Огромное количество таких фраз произносится правящей элитой. Вот типичный пример: «Запад нас не любит». Вопрос: «А доказательства где?» наткнется на ответ: «Ну это же очевидно!»
А если задать вопрос второй раз, то человек, убежденный, что Запад Нас Не Любит, посмотрит на тебя подозрительно и отойдет: ясен пень, если он требует доказательств, значит, Куплен Западом.
Или вот еще: «Путин спас Россию, которая катилась в пропасть». Каким образом Путин Спас Россию, Которая Катилась в Пропасть, если при Путине страну выперли из «Большой восьмерки», а менты стали стрелять в людей прямо на улицах – не сообщается. Это не фраза-информация, это фраза-феромон. Произносишь – значит, свой.
Или вот: «США навязывает всем новый мировой порядок». Эту фразу любят произносить не только в России. Ее одинаково любят произносить европейские парламентарии, латиноамериканские диктаторы, африканские людоеды и исламские террористы. Уже, собственно, одно количество режимов и политиков, произносящих эту фразу, показывает, что она является полным вздором: хорош новый мировой порядок, против которого протестует столь широкая коалиция — от Бен Ладена до евробюрократии. Но это снова фраза-феромон. Она не несет никакого смысла, кроме информации:«Я свой! Я тоже не люблю Америку!»
Как я уже сказала, фразы-феромоны в России чаще всего звучат на официальном ТВ. «Путин построил вертикаль власти». «Путин спас страну, которая падала в пропасть». «США навязывают всем новый мировой порядок».
Но не менее важно и то, что фразы-феромоны очень часто встречаются у либерального общественного мнения. Фраза «Гайдар спас страну от голода и гражданской войны» – одна из них. Она при приближении распадается не на факты, а на бессмысленные звуки. В СССР было 15 республик, ни в одной, за исключением прибалтийских, не было нормальных реформ, ни в одной не случилось голода и далеко не во всех случились гражданские войны. К тому же, как справедливо заметил Андрей Илларионов, в России гражданская война как раз была: ведь Чечня – это часть России. Гайдар против этой войны протестовал – но ведь он от нее не спас. Фраза «Гайдар спас страну от голода и гражданской войны» построена по тому же принципу, что фраза «Путин спас страну, которая катилась в пропасть». Это фраза-феромон. Она не обозначает ничего, кроме следующего: «Я уважаю Гайдара».
У либерального общественного мнения есть и другие фразы-феромоны. Например: «Путин взорвал дома в Москве». Масштабные теракты, которые ваххабиты устраивают по всей России, продолжаются уже свыше 10 лет – от взрыва на рынке во Владикавказе 19 марта 1999 года (задолго до назначения Путина премьером) до взрыва «Невского экспресса» в этом году.
Самый простой вопрос: как Путин всех взорвал? И в Самаре, и в Ессентуках, и в Невинномысске, и в Астрахани, и во Владикавказе, и на «Автозаводской», и на «Рижской»? Фраза «Путин взрывал дома» – это фраза-феромон, которая значит: «Я не люблю Путина». А попытка выяснить, что за этой фразой стоит, приводит к мгновенной истерике и заявлениям типа: «Раз он (она) сомневается, что Путин взрывал дома, значит, он (она) агент кровавого режима!»
Носитель этой фразы рассуждает примерно так: «Раз Путин гад, надо говорить, что он взрывал дома, так я проявлю независимость суждений и лишний раз плюну в кровавый режим». О том, что независимость суждений состоит в анализе фактов, а не в произнесении фраз-феромонов, носитель этой фразы обыкновенно не подозревает.
А вот еще одна: «Ментов на Кавказе убивают, потому что менты достали мирных ваххабитов, которые просто по-другому молятся». Это та фраза, которую с одинаковым пафосом произносят и правозащитники, и ваххабиты, и которая попросту не соответствует фактам. Сколько раз я ни пыталась разобраться в биографии «обиженного» ваххабита, Расула Макашарипова или Вадима Бутдаева, столько раз все оказывалось ровно наоборот: сначала человек становится ваххабитом, говорит, что на Кавказе идет оборонительный джихад, говорит: «Убей мента – попадешь в рай», «Убей русского – попадешь в рай», а потом его начинают доставать.
Или: «Причиной терактов в России является резня, устроенная нашими войсками в Чечне». В терактах в России погибли около 2 тыс. человек, в Чечне российская армия уничтожила не менее 250 тыс. человек, но, как ни парадоксально, зверства наших войск в Чечне и теракты, устраиваемые ваххабитами, прямо не связаны.
Дома в Москве взрывали два карачаевца (Гочияев и его зять Абаев) и башкир с татарином – Сайтаков и Ахмяров. Ни в Карачаево-Черкесии, ни в Башкирии, ни в Татарстане русские войска резни не устраивали. Дом в Буйнакске взорвали аварцы из ваххабитского села Новые Кудали: аварцев российские войска не резали. Одним из лидеров «Имарата Кавказ» сейчас является шейх Саид Бурятский – он же Александр Тихомиров, который приехал на Кавказ сражаться против неверных из родной Бурятии: в Улан-Уде зачисток не было.
Зачищали мы Самашки и Новые Алды, а взрывали Россию уроженцы Иордании и города Карачаевска. Самое замечательное, что фраза-феромон: «Дома взрывал Путин» и фраза-феромон: «Террор ваххабитов является ответом на зверства русских войск» противоречат друг другу. Но носители этих фраз этого не замечают.
А вот фраза «Зверства ментов в Чечне привели к зверствам ментов по всей России» – совершенно справедлива. Менты попробовали человечину, зачищая Новые Алды. Потом они стали жрать людей по всей России.
Есть, однако, большая разница между фразами-феромонами, которые произносит власть, и фразами-феромонами, которыми руководствуется либеральное общественное мнение. Разница эта, на мой взгляд, заключается в том, что само здание путинской власти настолько прогнило, сама она построена на таком болотистом основании из таких негодных и разворованных материалов, что защитникам Путина не остается ничего, кроме лжи. «Путин построил вертикаль власти!», «Путин спас страну от катастрофы!», «Они нас не любят!» – все это звучит смешно и жалко в стране, распихиваемой по оффшорам, с ментами, убивающими людей прямо на улицах. Если вычеркнуть из списка обвинений, предъявляемых режиму Путина, пункт о взрыве домов, то с учетом Беслана, где было отдано приказание уничтожить заложников вместе с террористами, и с учетом «Норд-Оста», где, по словам Путина, никто не погиб от газа – этот список не особо укоротится.
Режим нуждается во вранье, потому что кроме вранья, у него нет другого ресурса. Я не пойму, почему во вранье нуждается либеральное общественное мнение. Зачем говорить, что «Гайдар спас страну от голода» – у него достаточно других заслуг. Зачем вставать на сторону исламских террористов и повторять вместе с ними сказки про нехороших ментов, которые преследуют всех, кто молится. Зачем глотать наживку Березовского и говорить, что «Путин взорвал дома».
Вранья во спасение не бывает. Всякое вранье – только в погибель. Слова не должны играть роль феромонов.