КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахВся Россия — наш лес

6 МАРТА 2010 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО

 

Защитники Химкинского леса бросили вызов, ни много ни мало, самому председателю правительства Владимиру Путину. Сначала они обратились к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой отправить премьер-министра в отставку. А затем подали заявление в Верховный суд, требуя признать незаконным подписанное Путиным распоряжение.

Согласно этому распоряжению за номером 1642-р от 5 ноября 2009 года Химкинский лес переводится из земель лесного фонда в «категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения». Там же разъясняется, что сделано это «для строительства автомобильной дороги», то есть платной трассы Москва — Санкт-Петербург, которую планируется провести прямо через уникальный лесной массив со столетними дубами, мезотрофным болотом и редкими видами насекомых и растений. По мнению защитников Химкинского леса, распоряжение, подписанное Путиным, не только грозит гибелью экосистеме, но и противоречит законодательству, поскольку согласно статье 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», земли лесопарков можно переводить под нужды капитального строительства только при отсутствии альтернативных вариантов. Варианты действительно имеются, и наличие некоторых из них подтверждено официальными документами, в частности, письмом заместителя министра транспорта Олега Белозерова от 27 мая 2008 года.

Эта история тянется с 2005 года. Власти различных уровней всеми правдами и неправдами (чаще — неправдами) пытаются осуществить строительство трассы через лес. Сначала соответствующее распоряжение издал мэр Химок Владимир Стрельченко, хотя Химкинский лес — федеральная собственность, администрации подмосковного города не подотчетная. Затем губернатор Московской области Борис Громов постановил отдать территорию леса (полосу шириной 400—600 метров) под строительство дороги и зарезервировать по три километра в каждую сторону от оси трассы «для размещения транспортной инфрастуруктуры и других объектов капитального строительства». План проведения трассы через лесопарк активно поддерживало Министерство транспорта. Следует заметить, что против высказывались не только экологи, но и Департамент природопользования Москвы, и тогдашний замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, и Мосгордума предыдущего созыва, просившая Путина придать лесу статус особо охраняемой природной территории, и Министерство регионального развития, и Министерство природных ресурсов. Да и сам Медведев еще в бытность кандидатом в президенты заявлял, что правительству России необходимо в своих планах строительства «принять меры по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации при использовании земель и права граждан на благоприятную окружающую среду». В свое время даже Путин, будучи еще президентом, распорядился создать комиссию для расследования экологических последствий прокладки трассы через лес.

18 декабря 2008 года распоряжение мэра Химок было отменено. Однако ситуацию это не изменило, поскольку акт выбора платной трассы уже состоялся, причем до общественных слушаний и без экспертизы Росприроднадзора. Стрельченко сделал этот шаг только для того, чтобы не дать жителям города провести референдум об отмене его распоряжения. 3 апреля 2009 года помощник президента Лариса Брычева в ответ на запрос депутатов Мосгордумы заявила, что в защитных лесах, к которым относится и Химкинский, категорически запрещены вырубка и любое строительство, кроме гидротехнических сооружений. Наконец, 4 июня 2009 года губернатор Московской области отменил свое постановление о передаче 90% территории леса под строительство. Но и это не означало отказа властей от планов прокладки трассы — как изначально замышлялось поделить лес дорогой пополам, так эта идея и осталась неизменной. Как объясняла тогда лидер Движения в защиту Химкинского леса, «даже если они захватят сто метров от леса, это все равно нас не спасет». Она ссылалась при этом на заключение московского Департамента природопользования о том, что лесопарк погибнет в первые годы эксплуатации трассы, поскольку старые насаждения не выдержат вредной антропогенной нагрузки.

 

И вот — распоряжение Путина. Еще недавно через лесопарки вообще нельзя было прокладывать дорогу. Поэтому в акте выбора участков для платной трассы Москва — Санкт-Петербург, подписанном главой Мослесхоза Сергеем Сопиным 3 июля 2007, Химкинский лес был отнесен к поясу зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, хотя в других документах был назван лесопарком. С тех пор в Лесной кодекс внесли необходимые поправки, и в лесопарках стало возможно вырубать деревья и прокладывать трассу (с указанными выше оговорками — то есть в отсутствие других вариантов).

Со страшными защитниками Химкинского леса — лидером движения Евгенией Чириковой и ее соратниками Серафимой Наумочевой и Андреем Маргулевым в Верховном суде сражался, разумеется, не сам Путин и даже не министр транспорта Игорь Левитин, а две робкие дамы из Министерства сельского хозяйства, заместитель директора департамента правового обеспечения Мария Шустова и заместитель начальника отдела арбитражного и гражданского процесса того же департамента Анна Бондарь. Да, лесопарки находятся в ведении министерства сельского хозяйства, а точнее — подконтрольного ему Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза). Судя по всему, министерство не слишком борется за подведомственные ему уникальные леса, а наоборот, оправдывает решение об их вырубке. Представители ответчика пытались убедить своих оппонентов, что, во-первых, рассмотренные альтернативные варианты прокладки трассы по разным причинам оказались неприемлемыми, а во-вторых, в соответствии с распоряжением правительства предполагается компенсация — «изменение границ лесопарковых зон, не допускающий уменьшения размера их площади». В отношении одного из альтернативных вариантов аргументом для его отклонения было то, что он якобы потребует сноса большого количества жилых домов и построек. При этом представители правительства путали друг с другом два предложенных варианта и игнорировали возражения истцов о том, что в районе Молжениново, где было предложено проложить трассу, никаких жилых домов фактически нет, есть только заброшенная промзона и ветхие строения и даже если там кто-то живет, то непонятно, почему переселить нескольких человек хуже, чем отравить существование жителям плотной многоэтажной застройки на левом берегу канала имени Москвы, в 800 метрах от которой должна пройти платная трасса по правительственному плану. Что же касается компенсации, то, как заявляли истцы, территории в Дмитровском районе, которыми предлагается нарастить границы лесопарковых зон, вообще не входят в лесозащитный пояс Москвы — не говоря уж о том, что там нет ни столетней дубравы, ни мезотрофного болота.

Кроме того, представители правительства приводили взаимоисключающие доводы. Мария Шустова утверждала, что все альтернативные варианты — как бы и не варианты вовсе, поскольку они неприемлемы, поэтому речь может идти только об одном варианте, через лес. Анна Бондарь же заявляла, что как раз тот факт, что правительство рассматривало и прорабатывало разные варианты, и свидетельствует о том, что закон был соблюден. Абсурдности происходящему добавил тот факт, что у ответчиков оказалась своя копия упоминавшегося выше акта выбора участков для трассы от 3 июля 2007 года — вот только у них почему-то Химкинский лес был отнесен уже к лесопаркам! Как это так получилось, что у одного документа с одними и теми же реквизитами оказалось две разных версии, ответчики объяснить не смогли. Это смутило даже судью Николая Романенко.

Впрочем, все это, по-видимому, нисколько не повлияло на исход судебного заседания. Судья принял решение оставить требование истцов без удовлетворения. (Часть собравшихся в зале Верховного суда встретили решение криками «Позор!».) Что и говорить — надежды на то, что Верховный суд попрет против распоряжения, подписанного Путиным, было мало. Особенно отчетливо стало понятно, что рассчитывать на победу защитникам Химкинского леса не приходится, когда судья вдруг заявил: «Закон, естественно, все не может регулировать. Правительство издало постановление (№ 48 от 28 января 2006 года «О составе и порядке подготовки документации и переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» — ЕЖ). Здесь не о законе, а о постановлении правительства идет речь — соблюден был порядок или нет».

У истцов будет возможность оспорить решение в коллегии Верховного суда, и они собираются этой возможностью воспользоваться, хотя, в целом, ясно, что на какую-либо здешнюю власть в борьбе за собственную среду обитания и за право дышать чистым воздухом они рассчитывать не могут. Не говоря о том, что защитников Химкинского леса постоянно задерживает милиция, их митинги разгоняют, им звонят с угрозами, ломают замки, а некоторых избивают. Главной жертвой этой войны стал бывший главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, который постоянно разоблачал администрацию Химок в различных махинациях, в том числе и в связи со строительством трассы. В ноябре 2008 года он был зверски избит, в результате чего стал инвалидом — он лишился ноги и четырех пальцев руки, не может ходить и говорить. (К слову, адвокатом Бекетова, защищавшим его от обвинений в клевете на мэра Химок, был Станислав Маркелов, убитый 19 января прошлого года.) В случае проигрыша в коллегии экологам прямая дорога в Европейский суд по правам человека, тем более что одно их дело — об обосновании строительства трассы, сделанном Ростехнадзором, как утверждают активисты, с нарушением законодательства, — уже находится на рассмотрении в Страсбурге.

 

Когда Путин только подписал распоряжение о передаче земель, защитники леса были склонны изрядную часть ответственности возлагать на Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), кредитом которого правительство хочет воспользоваться, чтобы строить участок с 15 по 58 километр дороги. Действительно, к банку можно предъявить претензии в связи с непрозрачностью его деятельности: до сих пор неизвестно, на каких условиях может быть предоставлен кредит. Однако, в отличие от российских властей, ЕБРР ведет нормальный диалог с экологами. Недавно защитников леса напугали руководитель недавно созданной государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), управляющей федеральными трассами, Сергей Костин и замминистра транспорта Олег Белозеров, заявив, что банк уже завершил процедуру проверки проекта и поддержал его финансово. Но исполнительный директор ЕБРР Алистер Кларк заверил их, что анализ не завершен и решение о финансировании не принято. Более того — экологов призвали принять участие в анализе проекта.

Есть и еще один довольно важный аспект. Как говорит Евгения Чирикова, на экологов привыкли не обращать внимания, но теперь появились вопросы и у специалистов, занимающихся проблемами коррупции. 18 февраля на круглом столе, который проводил президентский Совет по правам человека, строительством трассы заинтересовались руководитель российского отделения организации Transparency International Елена Панфилова и глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. И распоряжение Путина, и компания «Автодор» должны пройти серьезную проверку.

«Мы знаем, что дорожная отрасль — одна из самых коррупционных, — говорит Кабанов. — До сих пор неясна мотивация захода в Химкинский лес и перевода его из зоны леса в зону, которая позволяет провести строительство. Совершенно непонятно, почему господин министр транспорта, будучи одновременно основным заказчиком этой трассы и председателем совета директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», фактически сделал «петельку» в Шереметьево. Все это говорит о признаках коррупционной заинтересованности. Признаком того, что надо обязательно проводить подробную экспертизу, является практически полное отсутствие информации. Этот проект во многом связан с прямыми интересами граждан, в том числе материальными (граждане будут расплачиваться за строительство трассы налогами — ЕЖ). Все привыкли к строительству дорог и инфраструктуры по советскому принципу: некий начальник принял решение, и начинают строить. При этом мы неоднократно говорили, что наши дороги по стоимости в несколько раз дороже европейских, при том что качество не отвечает европейским стандартам. А когда у нас имеется проект на десятки миллиардов долларов, то найдется достаточно людей, которые проявят интерес в проекте, начиная с утверждения сметы и бюджета и заканчивая компаниями, которые будут бороться за откаты, чтобы реализовать этот проект».

Помимо тех альтернативных вариантов строительства, которые были отражены в правительственных документах, защитники Химкинского леса предлагали и другие, куда более удобные и безопасные, чем в который уперлось правительство. Можно было бы продолжать вести трассу в одном коридоре с Октябрьской железной дорогой, как это планируется сделать на территории Москвы, или по подземному туннелю (последний вариант предлагал, по некоторым сообщениям, московский Департамент природопользования). Так строят в Европе, но власть предпочитает заключать договор с французской компанией Vinci, которая занимается строительством дорог в странах третьего мира, где об экологии особо не заботятся. В чем же необходимость делать петлю в лес, существенно удлиняя дорогу? Ведь в таком случае, как объяснял научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, скоростная трасса перестает быть хайвеем, а превращается в сельскую дорогу, и из-за обилия объектов и развязок вокруг движение по ней будет чрезвычайно затруднено. В таком виде проект плох уже не только с экологической, но и с чисто строительной точки зрения. Экологи предполагают, что Химкинский лес — лакомый кусок для властей, поскольку это огромное пространство вокруг новой дороги можно будет застроить инфраструктурой. Этому есть подтверждение: в плане градостроительной активности Московской области Химкинского леса просто нет, его земли названы территорией концентрации градостроительной активности. (Вспомним также, что похожая история уже произошла с Шереметьевским лесом — он был уничтожен в результате строительства железнодорожной ветки из Москвы в аэропорт.) А судя по дальнейшим планам строительства дорог (Центральной кольцевой автодороги, ЦКАД), может тем же манером ничего не остаться вообще от всего лесозащитного пояса Москвы. И в таком контексте защита Химкинского леса приобретает особую важность.

На днях президента Медведева во время его визита во Францию попросили обратить внимание на то, что ЕБРР не торопится с выделением денег на строительство дороги, поскольку для этого, мол, придется вырубить целых четырнадцать дубов. Медведев пожалел столетние дубы и усомнился, нужно ли их спиливать — по всей видимости, забыв о собственных распоряжениях в бытность кандидатом в президенты. Действительно, столько дел, всего не упомнишь — и что получал письмо с несколькими тысячами подписей о ситуации с Химкинским лесом, и что в случае строительства погибнет вовсе не четырнадцать дубов, а огромный лесной массив. Может быть, заявление организаций, борющихся с коррупцией, а также иски в Страсбургском суде, помогут что-то вспомнить?

 

Обсудить "Вся Россия — наш лес" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Итоги года. В ожидании лидеров — или без оных // ГРИГОРИЙ ДУРНОВО
Крикунья // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Ряды порченых или Пиар во время чумы-2 // НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
Итоги недели. Утопленники на пожаре // ВЛАДИМИР НАДЕИН
Гражданское общество должно остановить фашизацию // ЛЕВ ПОНОМАРЕВ
Пиар во время чумы // НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
Евгения Чирикова: на защите Химкинского леса // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Лесное братство // ОЛЕГ КОЗЛОВСКИЙ
Против погрома // АНТОН ОРЕХЪ
Вот так это будет // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА