С мечтами по жизни
Увлекательную игру затеяли президент России, глава правительства и подчиненные ему министры: кто убедительнее изобразит бурную деятельность, ничего особенно при этом не делая. Нет, очковтирательство, конечно, существовало всегда, и «потемкинские деревни» всегда были смыслом жизни и основной формой существования российской бюрократии. Но если раньше это был процесс вялотекущий, плавно захватывающий чиновников от верха до низа, то теперь на имитационные идеи возник ажиотажный спрос.
Как бы нам реформировать МВД, задумался президент, чтобы не было больше скандалов со стрельбой в супермаркетах и истязаниями ни в чем не повинных граждан в органах милиции? И придумал: а давайте-ка, сократим милицию на 20%, поменяем местами главки и управления и для начала уволим 15 генералов. И не важно, что из этого получится. А что может получиться? Ничего.
Но если ничего не получится, то президент будет выглядеть балаболкой, а это нехорошо. Поэтому давайте обяжем министра внутренних дел Рашида Нургалиева в трехмесячный срок разработать новые меры по реформе МВД. Чтоб к 24 марта – бумаги на стол! Три месяца мучительно думал министр над царским заданием и, наконец, придумал, как сделать так, чтобы было видно, как он рьяно работает, но при этом ничего плохого для него бы не произошло. Ровно 24 марта Нургалиев дал ответ: во всем виноват плохой закон о милиции, который за два десятилетия своего существования устарел и нуждается в замене.
Он даже попытался объяснить почему. «Например, согласно закону «О милиции», если человек находится на улице без документа, то сотрудник милиции должен доставить его в отдел для установления личности, — рассказал Нургалиев в эфире радиостанции «Милицейская волна». — Но сейчас это совершенно не нужно, у автопатрулей есть компьютеры в машинах, а у пеших сотрудников – «наладонники», поэтому с помощью баз данных они в течение нескольких минут на месте могут установить личность гражданина».
Возможно, несчастных гастарбайтеров, обираемых милиционерами на улицах российских городов, такое объяснение и устроит, но тех, кто склонен не только слушать министра, но и читать закон, вряд ли. Потому что нет в «устаревшем» законе «О милиции» такой нормы, согласно которой человека можно задержать только потому, что он находится на улице без документа. Более того, статья 11 этого безобразно устаревшего закона ясно устанавливает, что проверять документы, удостоверяющие личность, можно только при наличии достаточных оснований подозревать человека в совершении преступления или административного правонарушения. И основания эти не должны быть голословными – они должны подтверждаться документально.
Так в какую сторону хочет изменить закон министр Нургалиев? И более общий вопрос: в какую сторону вообще может быть изменен закон, если раньше он принимался избранными в парламент депутатами, а теперь – изображающей депутатов толпой правительственных марионеток? Вопрос, разумеется, риторический.
Министр Нургалиев обещает новую концепцию закона о милиции вывесить на сайте МВД к 1 апреля. Будем надеяться, что это не шутка. Да и что ему шутить, кресло под ним качается всерьез, и амплитуда не становится меньше. Увольнение Нургалиева – это запасной ход Медведева, спрятанный в рукаве козырь – самое наглядное для общества подтверждение серьезности президентских намерений.
Увы, это тоже лишь имитация деятельности. Кадровые перестановки, скандальные увольнения и неожиданные назначения – это хлеб придворных политологов, желтой журналистики и бальзам на душу обывателя. Какие интриги, какие прогнозы, какие жестокие просчеты и счастливые предвидения! Своя, отдельная и постановочная жизнь, не имеющая прямого отношения к реальной. Как ни странно, общество до сих пор с удовольствием заглатывает эту наживку – отставка министра, особенно со скандалом, представляется спасением положения. Ну заменят бывшего школьного учителя физики Рашида Нургалиева кадровым офицером Михаилом Суходольским, его сегодняшним первым заместителем. И что? Это решение проблемы? Или хотя бы шаг к решению?
Нам все время подсовывают фальшивки, гнилой товарец, продукт ненатуральный и вредный для нашего общественно-политического здоровья. В то время как алгоритм милицейской реформы весьма прост, хотя на сегодняшний день и невыполним. Милиция должна чувствовать свою ответственность перед законом и обществом. Как согнуть ей голову под ярмо закона – вопрос реформы других правоохранительных ведомств. И все эти ведомства, как правоохранительные, так и прочие, как и вся власть, должны отвечать перед народом. Но поскольку технически перед всем народом предстать затруднительно, то отвечать исполнительная власть должна перед избранными народом судьями и депутатами парламента. Для этого парламент должен избираться на настоящих выборах, а не на пародийных. Для проведения настоящих выборов должны быть сняты ограничения на оппозиционную деятельность для политических партий и прекращено государственное вмешательство в деятельность СМИ. Исполнительная власть должна устраниться от воздействия на избирательный процесс. Это тоже еще не гарантия реформ, но первый реальный шаг к ним.
И как ни крути, все дело упирается в узурпировавших всю власть президента и премьер-министра. Именно они подчинили себе законодательную и судебную ветви. Именно с себя они должны были бы начать реформы, если бы действительно хотели их провести. Но разве заметно, чтобы они хотели воссоздать систему, при которой исполнительная власть будет уравновешена законодательной и судебной?
Поэтому все стенания Медведева, Путина и послушных им министров о необходимости реформ — не более чем пустая трепотня и имитация деятельности. Увлекательная игра дурных актеров перед невзыскательным зрительным залом.