ИТОГИ НЕДЕЛИ

На уходящей неделе произошли два события, которым, полагаю, суждено стать, как минимум на долгие годы, предметом исследований историков и политологов. Более того, именно эти события дадут новые векторы для внешней политики России и США, двух самых крупных ядерных держав.

В столице Казахстана Астане исполнилась самая большая мечта Владимира Путина в третий его президентский срок. Там подписан документ о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это ничего, что за созданием новых чиновничьих структур не стоит никакого разделения труда, никакого общего рынка.

События последних месяцев оттеснили на задний план все новости, не относящиеся к ситуации в некогда братской нам республике. Впрочем, остались ли такие новости вообще? Скажем, вроде бы далекая от украинской проблематики история с подписанием российско-китайского газового контракта, который со вчерашнего дня всем вменяется называть «эпохальным», копни ее на полштыка глубже, немедленно обнаруживает в себе все ту же проблематику. Понятно же, что политическая составляющая этого тридцатилетнего соглашения в глазах Кремля гораздо важнее экономической. Подумаешь, слегка убыточный контракт...

Главное событие уходящей недели — это событие, которого не случилось. Речь, разумеется, об отсутствии сколько-нибудь внятной реакции со стороны России на «убедительные и красноречивые» итоги «референдума» в двух юго-восточных областях Украины, Донецкой и Луганской. О характере и упоительных деталях этой процедуры написано уже достаточно (в том числе и на страницах «ЕЖа)», поэтому я позволю себе остановиться лишь на предварительных итогах мероприятия, затеянного и осуществленного с единственной целью — разрушить государственность Украины.

В минувшую пятницу в ходе столкновений в Одессе погибли 37 человек, более 200 ранены… Благодаря видео и фото, да и прямому эфиру, можно восстановить в подробностях ход событий в Одессе:
1. Внушительная группа антиукраинских бойцов при потворстве (а может, и поддержке) милиции напала на мирное шествие за единство Украины. Возможно, хотели устроить такое же побоище, какое было в Донецке. Нападали всерьез, с палками, битами, саперными лопатками, а некоторые даже стреляли. Часть из травматического оружия, а часть использовала огнестрел. Тогда появился первый убитый среди участников мирного шествия. 2. На этой мирной демонстрации было много ультрас, которые, собственно, и были одними из организаторов шествия.

27 АПРЕЛЯ 2014, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

25 апреля Россия и Киев оказались в полушаге от войны. Украинские власти начали в этот день операцию, цель которой — установление контроля над Славянском, занятом силами «народной самообороны». Реакция главы российского государства была предельно жесткой. Путин назвал эту операцию преступлением украинской «хунты», а также «клики» (любопытно, чем были в таком случае обе чеченские войны). Президент не скрывал, что готов примерно наказать новую украинскую власть: «Это карательная операция, которая будет иметь последствия для людей, которые принимают эти решения, в том числе для межгосударственных отношений».

19 АПРЕЛЯ 2014, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

Этот упоительный формат – прямое общение президента Путина с подведомственным населением – двенадцатый по счету. И, разумеется, самый драматичный. Таковы сопутствующие обстоятельства, что, разумеется, подогрело к мероприятию интерес уважаемой публики. Да и вообще любопытно было послушать руководителя страны, которая столь резко и недвусмысленно в одночасье изменила свое позиционирование на международной арене и готова, кажется, ничтоже сумняшеся продолжать движение в этом брутальном направлении. Кроме того, теплилась надежда выудить из всего этого плавно льющегося потока звуков хоть какое-то понимание наших с вами перспектив и получить ответы на важные вопросы. Например, на такие: Донецк наш или по сию пору бандеровский? И доколе мы будем терпеть унижения русских людей в Приднестровье, которых там мучают румыно-фашисты?

12 АПРЕЛЯ 2014, МАКСИМ БЛАНТ

Минувшая неделя наглядно продемонстрировала: Путин не собирается реализовывать крымский сценарий в других областях Украины и всячески выказывает готовность к переговорам. Никакой реакции на происходящее в Донецке, Луганске, Харькове, Одессе — ни со стороны Путина, ни со стороны российского парламента. Не высаживается в Донецке российский «думский» или «культурный» десант, не слышно российских певцов и артистов на площадях украинских городов, не собираются депутаты в Москве на экстренные сессии. Вместо этого Путин вдруг соглашается на четырехсторонние переговоры с участием представителей новых украинских властей, внезапно вспоминает о возможных экономических последствиях для России дальнейшей эскалации украинского кризиса, концентрируется на стремительно развивающемся газовом конфликте.

5 АПРЕЛЯ 2014, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

На этой неделе никаких неожиданностей в сфере российской внутренней политики не случилось. Власть перешла в мощное эшелонированное наступление на остатки российского гражданского общества, чья жизнь и так еле-еле теплится. А разве мы ждали нынче чего-то другого? Сначала нам всем дали ясно понять, что дальнейшие наши апелляции к отечественной Конституции (а именно: к статье 31, где говорится о праве граждан на различные уличные формы протеста) абсолютно бессмысленны. Теперь, согласно законопроекту, который внесли на рассмотрение Госдумы особо рьяные патриотичные депутаты, за неоднократные нарушения организации либо проведения митингов провинившимся будет грозить реальный тюремный срок.

События уходящей недели развиваются с такой поразительной стремительностью, что порой их не то что осмыслить, но и просто поймать бывает затруднительно. Особенно в условиях информационной блокады, важнейшей составной части широкомасштабной пропагандистской кампании, которая, по всем законам жанра, сопутствует новой внешней политике Кремля. Охранительные меры — окончательная зачистка и стерилизация медийного пространства, уничтожение независимых СМИ — подкрепляются валом лобовой, примитивной, замешанной на неприкрытой лжи и вопиющем лицемерии государственной пропаганды, которая ежедневно обрушивается на голову среднестатистического гражданина России.

Совершенно независимый крымский парламент обратился к Путину с просьбой о принятии автономной республики в состав России. Это случилось через два дня после того, как Владимир Путин заявил, что вопрос о принятии Крыма в состав РФ не стоит. Правила игры, как видим, меняются по ходу игры. Президент России утверждает, что, получив разрешение Совета Федерации на использование войск на Украине, он еще не принял соответствующего решения. При этом решительно отрекается от бойцов без знаков различия, которые уже дней десять контролируют Крым. Ведь в любом магазине нынче можно купить стандартную униформу, а также серийные «калашниковы» и снайперские винтовки.