- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГАРРИ КАСПАРОВ
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы
Если говорить о главном герое, главной движущей силе уходящей недели, то это были не Медведев с его интервью Познеру. И не чудовищный драконовский закон, фактически запрещающий любые массовые мероприятия, не угодные властям; не думские депутаты-единороссы и не члены Совета Федерации, обеспечившие стремительное прохождение этого закона через то, что именуется российским парламентом. И даже не хмурый и раздражительный нацлидер, всю неделю вполне безуспешно пытавшийся словить китайский экономический ветер в российские паруса. Главным героем, главной движущей силой недели был торжествующий Павел Федорович Смердяков.
После краха коммунизма американский философ Френсис Фукуяма заявил, что человеческая история закончилась с победой западной либеральной демократии.
«What we may be witnessing is not just the end of the Cold War… but the end of history as such: that is, the end point of mankind's ideological evolution and the universalization of Western liberal democracy as the final form of human government», — писал Фукуяма.
Прошло двадцать с небольшим лет, и мир стоит на пороге кризиса. Это общемировой кризис системы управления обществом, основанной на всеобщем избирательном праве, и кризис идеологии, основанной на представлении о народе и нации как источнике легитимности идей и лидеров. Финансовый кризис, который вот-вот разразится, является лишь маленькой частью этого кризиса.
Думаю, нынешний общественный подъем в России — свидетельство зарождающегося «пресловутого среднего класса», пробуждающегося гражданского общества. Общество отдыхало после 70 лет навязанной коммунистами гражданской войны и 10 лет послереволюционного хаоса. И может быть, отдыхало бы еще. Но вопиющий обман нынешних выборов в пользу так называемой партии жуликов и воров пробудил значительную часть общества. В этом смысле власть сама подрывает стабильность и таким образом наносит огромный ущерб национальной безопасности страны. Нанесен тяжкий удар по легитимности власти.
2011 год для Русской православной церкви выдался если и не очень бурным — в основном она закрепляла достигнутые результаты: продвигала все дальше в недра школы курс ОРКСЭ, вводила потихоньку институт духовенства в армии, разбиралась с доставшейся ей недвижимостью, время от времени запуская руку в музейный фонд, — то весьма симптоматичным по многим показателям. Привезенный в Москву на излете осени пояс Богородицы собрал больше 800 тысяч паломников (всего по России — около 3 млн). Число желающих поклониться реликвии вызвало оторопь, которая заставила многих биться над вопросом: почему?
В последнем месяце уходящего года мне выпало счастье. Я увидел наш ежовый народ. Не весь, конечно. Только его московскую часть. Но уже не мало, скажу я вам — тысячи, десятки тысяч людей. И я понял, что, полюбив вас заочно, не ошибся. Потому что вы прекрасны, мои дорогие! Вы — гордые люди с чувством собственного достоинства, ваши глаза светятся надеждой и решимостью, ваши плечи сомкнулись в единую цепь, которую уже не разорвать. И уроды вас испугались, друзья мои! Ты понял, мой любимый ежовый народ, что уроды испугались именно тебя?! Ты осознал, какой являешься силой!?
Я никогда не ходил на митинги. Даже в конце 80-х, когда учился на журфаке, а митинги приходили к нам сами, потому что двор журфака сопрягался с Манежной, еще не загаженной творениями Церетели и вмещавшей и сто тысяч и больше. Но я не ходил – ни тогда, ни после. Потому что не хотел сливаться с толпой, потому что считал, что должен отвечать за свой голос лично. И у меня есть такая возможность. Я говорю на радио, я пишу тексты – везде есть моя подпись, и это моя позиция. Но в эту субботу я понял, что не могу остаться дома. Физически не могу! Нельзя сидеть дома! Ни в коем случае нельзя!
В последнее время одним из самых обсуждаемых стал миф о расколе между Путиным и Медведевым и выяснение того, кто из них главнее. Сама проблема, по правде говоря, представляется абсолютно иллюзорной, так как от того, какая из голов двухголового мутанта окажется главнее, правящий политический режим принципиально не изменится. Но есть одно «но», связанное с тем, что повышенный интерес к теме расколов в правящей камарильи обусловлен распространенным мнением о том, что любое кардинальное изменение репрессивного режима происходит или сверху, или в условиях раскола элиты и перехода части политиков на сторону оппозиции.
В такой же «итоговой» статье год назад, накануне президентских выборов, повестка которых была очевидна, мы писали о «конце оранжевой эпохи». В самом деле, прекраснодушные политические иллюзии и национальный романтизм ушли еще прежде, чем ушел Виктор Ющенко, в этом — равно его вина и его заслуга. Минувший год в известном смысле вернул Украину на шесть лет назад, и мы вновь оказались в 2004-м: нашего президента зовут не Кучма, но в целом все так, или почти так.
В современном же мире идеи стали даже не жидкими – они стали газообразными. Здесь дело обстоит совершенно катастрофическим образом: модернизационных проектов в России просто нет. Есть только воровские. Как я уже сказала, причиной такой закрытости экономики часто, но не обязательно является природная рента. Вот что является обязательным — так это наличие правящей элиты, власть которой связана не с управлением государством, а с экономическим перераспределением. Такая элита рассматривает экономику своей страны как игру с нулевой суммой: чем больше отнимешь у других, тем больше достанется элите.