Россия - авторитаризм без модернизации
В этом году ежегодный Всемирный экономический форум в Давосе прошёл под девизом "Возьмем ответственность за сложные выборы". Основными темами для обсуждения стали: ситуация в Ираке, ближневосточное урегулирование, проблемы финансовой стабильности, экономические перспективы развивающихся стран.
В составе российской делегации на международной конференции были первый вице-премьер России Александр Жуков, депутат Государственной думы от Барнаула Владимир Рыжков, лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский, председатель Внешэкономбанка Андрей Костин, глава Северстали Алексей Мордашев и другие. России было посвящено одно пленарное заседание, названное "Российская загадка". На нем выступили Александр Жуков, Владимир Рыжков, глава инвестиционной компании "Эрмитаж" Браудер и алюминиевой компании "Алкоа" Бельда, а также эксперт фонда Карнеги Лилия Шевцова.
Главные вопросы сессии "Российская загадка":
• Что происходит в России?
• Действительно ли идёт передел собственности?
• Сворачиваются ли демократические свободы?
• Действительно ли остановились реформы?
• Что можно ожидать от развития в России?
Доклад депутата Государственной думы РФ Владимира Рыжкова на форуме в Давосе
Хочу высказать и обосновать три свои основные тезиса.
• Руководство России утратило стратегическое видение будущего страны
• В России быстро нарастают различные напряжения и кризисы, страна вступила в очередной затяжной период нестабильности
• Созданная Владимиром Путиным политическая система доказала свою неэффективность и не способна противостоять кризисам и вызовам современности
Далее я приведу аргументы, обосновывающие мои главные выводы:
Прежде всего я поддержу тех, кто считает, что Россия – это страна с огромным положительным потенциалом, страна, которая может со временем вернуться в лидеры мирового сообщества, страна, у которой очень большой потенциал роста и привлекательности с точки зрения как российских, так и зарубежных инвесторов.
Хочу также подчеркнуть: нельзя говорить, что в России всё плохо и что есть только просчёты, неудачи и провалы. Это было бы несправедливо. За последние годы был достигнут целый ряд важных положительных результатов. Уже несколько лет в России принимается здоровый федеральный бюджет – с профицитом, а значит, Россия неуклонно выполняет свои бюджетные обязательства. Почти в два раза снижен внешний долг страны, значительно снижены темпы инфляции, выросли золотовалютные резервы, которые на сегодняшний день составляют более 120 миллиардов долларов. Размер бюджета вырос за последние пять лет почти в четыре раза, что тоже позволяет решать многие задачи. За минувшие пять лет на 30 с лишним процентов вырос ВВП страны и реальные доходы граждан. Все это действительно реальные достижения, которые сделали Россию устойчивой к возможным кризисам, достаточно успешной страной с макроэкономической точки зрения. Это достигнуто, прежде всего, группой профессионалов-экономистов в российском правительстве, в том числе и присутствующим здесь уважаемым мной Александром Дмитриевичем Жуковым.
Но всё это сделано не благодаря твёрдому курсу на реформы, не благодаря наличию стратегического видения развития страны, а вопреки его отсутствию.
Например, когда одна часть правительства стремится оживить российский фондовый рынок, другая в то же самое время захватывает и разрушает ЮКОС. В итоге российский фондовый рынок в 2004 году практически не вырос. И это очень наглядно на фоне роста фондовых индексов в Индии, Бразилии, Китае, где рост составил от 30 до 60%.
Одна часть правительства снижает налоги, другая – выставляет прозрачным и открытым компаниям многомиллиардные налоговые претензии. В частности, 28 января 45 членов Совета федерации написали обращение о том, что российские акционеры компании ТНК-BP, крупнейшего инвестора в российскую экономику, недоплатили 22 миллиарда рублей. Это очередной сигнал, пугающий рынки и инвесторов. В итоге всего этого отток капитала из России в 2004 году по сравнению с 2003 увеличился в 4 раза, что составило 8,5 млрд долларов.
В то время как одна часть правительства проводит курс на либерализацию экономики и активную антимонопольную политику, другая часть правительства продолжает концентрировать активы в руках государственных монополий. В результате российская экономика спустя пять лет ещё более монополизирована, а тарифы монополистов разогнали инфляцию выше запланированного уровня. Инфляция в 2004 году оказалась выше, чем было запланировано в бюджете, более чем на 1,5%, а инфляция за январь этого года уже превысила 2%.
В результате все усилия реформаторов в правительстве оказались подорваны другими властными группировками. И получается, что руководство России проводит два взаимоисключающие курса: один на либеральные реформы, другой – на их сворачивание. К исходу пятого года руководства нашего президента мы имеем сессию под названием "Русская загадка", вместо того чтобы рапортовать о достигнутых успехах и блестящих перспективах.
Результатом отсутствия стратегии у руководства страны стал русский парадокс: при улучшении большинства количественных показателей России большинство качественных показателей ухудшились и продолжают ухудшаться.
За последние годы уровень коррупции значительно вырос, это фиксируют все исследовательские агентства и центры. Продолжает быстро расти социальное расслоение - индекс Джини за последнее пять лет в России не сократился, а вырос - и, как следствие, возрастает социальная напряжённость.
С 11 января этого года в среднем до 30 000 человек ежедневно выходят на площади и улицы российских городов в знак протеста против плохо продуманной социальной реформы, проводимой правительством.
Продолжает ухудшаться демографическая ситуация: Россия по-прежнему ежегодно теряет в год 800 000 населения. При этом Россия приняла жёсткое миграционное законодательство, которое фактически закрывает страну для притока эмигрантов, в том числе для этнических русских из бывшего СССР.
Снижается продолжительность жизни, и Россия сегодня откатилась на 117 место по этому показателю.
Мы терпим серьезные неудачи в борьбе с терроризмом. Несмотря на то что борьба с террором объявлена приоритетом государства, число терактов в прошлом году удвоилось, как и количество их жертв.
Россия продолжает падать в большинстве мировых рейтингов, в частности в рейтинге конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, в рейтинге качества жизни.
Особенно тяжело, что впервые за последние десять лет Россия включена в список несвободных стран, то есть исключена из списка демократических государств.
Отдельно хочу сказать, что в стране не удаётся создать сильные и работоспособные государственные институты. Суд продолжает быть игрушкой в руках чиновников и коррупции, что на днях признал даже автор судебной реформы Дмитрий Козак. Административная реформа проходит хаотически и привела лишь к дезорганизации государственного аппарата. Руководство страны всё больше подавляет и лишает дееспособности такие институты, как парламент, региональные и местные органы власти.
Президент России обещал укрепить государство и ставил это перед собой главной целью, но на деле произошло лишь укрепление бюрократии при ослаблении государственных институтов. А ведь надо всегда помнить, что бюрократия и государство - совершенно разные вещи. Государство – это прежде всего институты, такие как президент, правительство, парламент, суды, политические партии, региональные и местные власти. Бюрократия же лишь инструмент в руках государства. У нас бюрократия подменила государство, и в результате в России по-прежнему нет эффективной защиты собственности, контрактов, прав человека. Россия остаётся страной ничем не ограниченного произвола чиновников.
Что касается демократии, то за последние пять лет руководством страны были последовательно разрушены все предпосылки для успешного её развития. Поставлено под контроль общенациональное телевидение, и де-факто введена цензура. Бизнесу де-факто запрещено финансировать оппозицию. Отменены выборы губернаторов, максимально затруднено создание и функционирование партий и проведение референдума.
В результате в России сегодня фактически однопартийный парламент и практически "северокорейское" телевидение. Процесс принятия решений принял кулуарный, сугубо бюрократический характер. Это приводит к системным просчётам, как в случае с "монетизацией". А доверие к парламенту, правительству, губернаторам, мэрам, как фиксируют все опросы, упало до критически низкого уровня. Стремительно падает и доверие к президенту: в январе 2005 года на 16% - это самый низкий уровень доверия за весь период его правления. А механизмов демократической конкуренции, как и цивилизованной смены власти, практически не осталось.
В результате вместо европейской модели развития, когда объединяются политическая демократия и эффективная рыночная экономика, и даже вместо авторитарной модернизации "чилийского" типа, когда эффективная авторитарная власть проводит рыночные реформы, мы получили авторитаризм без модернизации, авторитаризм без развития, и Россия сегодня больше напоминает Венесуэлу или Нигерию, чем нормальное, динамично развивающееся европейское государство.
Можно констатировать: Россия вступает сегодня в новый системный кризис, при наличии в ней политической системы, слабо открытой для изменений, иначе как путём разного рода революционных потрясений.
Вряд ли стоит считать этот результат блестящим!