Гибель на посту
Скончался митрополит Андриан, глава Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), иначе именуемой "белокриницкой иерархией" - в память о ее основании в середине позапрошлого века в Белой Кринице, русском селе в Буковине, входившей тогда в состав Австрийской империи. Ее основателем был митрополит Босно-Сараевский Амвросий, вокруг которого объединилось большинство старообрядческих общин. В России старообрядцы подвергались гонениям, так что основание собственной иерархии на Родине было для них невозможным. Легализация деятельности РПСЦ произошла лишь сто лет назад - в нынешнем году старообрядцы во главе с почившим владыкой торжественно отмечали этот юбилей.
Из всех предстоятелей старообрядческой церкви за последнее столетие митрополит Андриан пробыл на своем посту наименьший срок - всего полтора года. С его избранием было связано много надежд: впервые РПСЦ возглавил человек с высшим светским образованием (инженер, выпускник авиационного института), к тому же самый молодой старообрядческий иерарх, в последние годы получивший известность как иконописец.
Вряд ли кто может сказать, что за последние полтора года жизнь РПСЦ не изменилась. Открыты духовное училище и официальный церковный сайт (хотя многие старообрядцы до сих пор с крайней осторожностью относятся к информационным технологиям). Митрополит много ездил по стране, посещая приходы, расположенные на огромном расстоянии друг от друга. Украина, Молдавия, Владимир, Екатеринбург, Пермь, Самара, Саратов, Томск, Алтай, Красноярск, Владивосток, Нижний Новгород, Петербург… И не только крупные города, но и глубинка, в которой теплится старообрядческая церковная жизнь. Многие прихожане впервые увидели своего предстоятеля, смогли помолиться вместе с ним. Некоторые старообрядцы не понимали, почему владыка в ходе пастырских визитов постоянно встречается с представителями РПЦ, демонстрируя благожелательное отношение к "никонианским" иерархам. Постепенно росли недовольство, подозрения в том, не хочет ли архипастырь пойти на компромисс с "господствующей церковью", противоречащей староверческой традиции.
Разумеется, митрополит Андриан, представитель известного старообрядческого рода Четверговых, вовсе не собирался изменять своей церкви или внедрять в ее обиход неприемлемые новшества. В то же время владыка был сторонником адаптации старообрядческой традиции к современности. Подчеркнем, именно разумной и взвешенной адаптации, а не беспринципного "приспособленчества". Задачей митрополита был вывод церкви из многолетней самоизоляции, возращение ей храмов, чего невозможно было добиться без выстраивания позитивных отношений как с деятелями РПЦ, так и с представителями власти. Некоторые из последних только от владыки узнавали, что в их регионах действуют старообрядческие общины, у которых есть собственные нужды. Впрочем, были и другие примеры - так, бурятский президент Потапов в беседе с митрополитом напомнил о своих старообрядческих предках.
Когда владыка Андриан возглавил РПСЦ, он уже не отличался идеальным здоровьем. Напряженная архипастырская деятельность привела к инфаркту - после напряженной поездки в Сибирь и на Дальний Восток, во время которой митрополит не только проехал на автомобиле тысячи километров, но и возглавил многокилометровый крестный ход к святым для старообрядцев местам. А ведь каждый визит - это не только встречи с клириками и верующими и переговоры с властями, но и продолжительные, без малейших сокращений, церковные службы, и крестные ходы, причем не по обустроенным городским улицам и площадям, а по лесам и горам.
Вскоре после выхода из больницы владыка продолжил свои поездки: он не мог обмануть ожиданий прихожан, которые ждали его приезда. Кроме того, никто другой и не мог решать проблем, возникающих в отношениях с региональными чиновниками. Визит в Кировскую область стал для владыки последним: во время очередного продолжительного крестного хода - к месту обретения в XIV столетии чудотворной иконы святителя Николы - сердце митрополита Андриана не выдержало.
Можно сказать, что старообрядческий предстоятель погиб на своем посту. Спокойной и комфортной жизни на "Рогожке" (религиозном центре РПСЦ в Москве) митрополит Андриан предпочел напряженную миссионерскую работу. Он хотел сделать свою церковь более открытой для мира, оживить ее деятельность. Но времени для этого ему было отведено слишком мало.
Автор – заместитель генерального директора Центра политических технологий