Возвращение блудного негодяя
Существует стандартное правило дипломатии – на сложные переговоры следует отправляться, добыв некий козырь, который в нужный момент можно небрежно бросить на стол. Владимиру Путину в ближайшее время позарез понадобятся козыри – ему предстоит турне по азиатско-тихоокеанскому региону. Российский президент вместе с двумя десятками лидеров государств, включая глав США, Китая и Японии, будет участвовать в Форуме организации азиатско-тихоокеанского сотрудничества, совершит визиты в Южную Корею и Японию. Как раз этой компании лидеров Путину очень надо доказать, что Россия сохранила и наращивает свое влияние в Азии и на Тихом океане.
Похоже, свою влиятельность российский президент намерен подтвердить заключенным вчера союзническим договором между Москвой и Ташкентом. В соответствии с ним Россия и Узбекистан обязались, что в случае возникновения угрозы безопасности «стороны незамедлительно приводят в действие механизм соответствующих консультаций для согласования позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации». А для этого "стороны в необходимых случаях на основе отдельных договоров предоставляют друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территории".
На первый взгляд Кремль должен ликовать. Под российскую руку вернулся режим, уход которого Москва переживала наиболее болезненно. Ведь в 1999 году Узбекистан демонстративно вышел из заключенного в 1992-м договора о коллективной безопасности, который по иронии судьбы получил название Ташкентского. В том же 1999-м Узбекистан вошел в объединение ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), которое, не скрывая, ставило своей целью уменьшение влияния Москвы на постсоветском пространстве. Наконец в 2001-м бессменный узбекский лидер Ислам Каримов предоставил базу ВВС Ханабад в распоряжение Соединенных Штатов, которые начинали тогда военную операцию в Афганистане. Казалось, Каримов окончательно сделал ставку на сотрудничество с Западом. Помню, как в 2002-м на крупных натовских учениях в Польше я обнаружил среди участников несколько узбекских подполковников (Россия учения игнорировала). Несколько месяцев спустя пентагоновский генерал с восторгом рассказывал мне, что Узбекистан занимает одно из лидирующих мест по количеству офицеров, направленных в Америку на учебу.
Видимо, Ислам Каримов много лет назад в университете марксизма-ленинизма выучил, что Вашингтон готов всячески поддерживать кровавых диктаторов, лишь бы те были лояльны «дяде Сэму». Вскоре Каримов выяснил, что эта информация не соответствует действительности. Стоило узбекскому диктатору устроить показательную, чтобы другим не повадно было, кровавую расправу в Андижане, как Вашингтон отвернулся от диктатора, потребовал международного расследования обстоятельств бойни. И совсем было бы скверно Каримову. Если бы в Кремле не нашлись те, кто тоже изучал политические науки в университете марксизма-ленинизма. Они, как и Каримов, искренне верят, что авторитет государству придает количество союзников и военных баз за рубежом. Тем более что получилось более чем удачно: Каримов в гневе решил выгнать американцев с базы, в модернизацию которой они вложили несколько миллионов долларов.
Дальнейшее было делом техники – Путин вместе с министром обороны Ивановым бодро сообщили, что в Андижане имела место террористическая вылазка. Более того, заявили, что это подтверждает информация, полученная российской разведкой. Наша разведка вообще много чего готова подтвердить при необходимости. Помнится, она сообщала о планах чеченских сепаратистов по захвату атомных подводных лодок.
В ситуации, когда гнилой Запад отказался от контактов с Каримовым, тому просто ничего не оставалось, как вернуться в постоянно раскрытые путинские объятия. Вчера состоялось возвращение блудного негодяя в родные пенаты. Только вот более чем сомнительно, что это принесет хоть какую-то пользу России. Вообще-то иметь военную базу в таком нестабильном регионе, как Центральная Азия, весьма полезно. Но не в данном случае. Ведь всем ясно: страшный социальный взрыв в Узбекистане – вопрос времени. И когда это произойдет, Кремль окажется в чрезвычайно трудной ситуации. Прийти на помощь режиму Каримова – значит оказаться вовлеченным во внутренний гражданский конфликт. Проигнорировать просьбу о помощи – значит нарушить союзнические обязательства.
Сомневаюсь и в том, что новый союзник прибавит Москве авторитета в ходе предстоящих переговоров. Очевидно, что у России нет ресурсов, чтобы реинтегрировать Узбекистан. Стало быть, режим Каримова обречен играть роль чемодана без ручки – и тащить незачем, и бросить жалко. Похоже, что единственный смысл этой операции заключался в том, чтобы показать американцам фигу.