Последний камень в фундамент тоталитарного государства
В минувшую среду Госдума начала рассматривать в первом чтении поправки к закону о некоммерческих организациях (НКО). Это один из самых позорных законопроектов, которые прошли через Думу за все время правления президента Путина.
Известно, что независимые, некоммерческие гражданские организации – основа гражданского общества. Совокупность подобных организаций являет собой так называемый третий сектор, в котором формируются социальные связи, который дает гражданам возможность влиять на государство и другие общественные институты. Если откуда-то и вырастет новая демократия в стране, то уж точно не из «Единой России», а именно из этих зачатков гражданского общества.
Вопрос об НКО был поднят довольно давно. Они уже весьма продолжительное время пользуются пристальным вниманием спецслужб. Иностранная помощь в глазах органов означает подверженность влиянию иностранных разведок. За примером далеко ходить не надо: председатель думского Комитета по делам общественных и религиозных организаций господин Попов заявил, что поправок и предложений к законопроекту поступило очень много, но рассматривать и учитывать их никто не будет, поскольку это все работа, оплаченная иностранными агентами. Через пару дней, когда уже законопроект проходил в Думе первое чтение (и прошел, при всего 18 голосовавших «против») он несколько смягчил позицию, дескать комитет только и думал, как улучшить положение НКО.
В свое время очень недоброжелательно и даже агрессивно относились к фонду Сороса и его работе по поддержке российской науки, образования, российских учителей. В конце концов, не дождавшись никакой благодарности – Джорджа Сороса даже ни разу не принял президент, – он ушел из России со своей программой помощи становлению гражданского общества.
В последние годы в России активно развивались местные общественные организации с собственными независимыми источниками финансирования. Это и «Открытая Россия» — фонд, созданный на деньги Михаила Ходорковского, и фонд Потанина, и другие. Независимое, то есть негосударственное финансирование является определяющим, конституирующим моментом в деятельности НКО. Поскольку их задача — уравновешивать силы общества в дискуссии с государством. Это источник инициатив, которые заставляют государство действовать в интересах граждан, это также инструмент общественного контроля. Если же некоммерческие организации начинают жить на деньги государства, они превращаются в организации государственные. Тогда их статус уже неважен. Важно, «с чьей руки они кормятся». Владимир Путин, которому принадлежит это высказывание, абсолютно прав.
Принципиально важно, чтобы они не кормились с руки государства. Будут ли они кормиться от иностранных грантов, от пожертвований российских бизнесменов или от добровольных взносов малоимущих российских граждан – не суть важно. Важно, чтобы эти источники финансирования были, с одной стороны, независимыми, а с другой – некоммерческими, поскольку эти организации не должны заниматься коммерческой деятельностью. Они могут что-то зарабатывать, но в этом случае они обязаны платить налоги и регистрироваться в качестве налогоплательщиков. Однако, как правило, такого рода деятельность создает конфликт интересов, затрудняет работу в интересах общества. Немало споров в свое время было по поводу того, какими налогами нужно облагать НКО, были попытки ужесточить их налогообложение, что поставило бы их под более жесткий контроль. Многие по этой причине предпочитали до настоящего времени обходиться без официальной регистрации и действовать в автономном режиме на спонсорские взносы. Поскольку известно: как только кто-то в нашей стране попадает под недреманное око налоговых служб, он может быть в любой момент легко раздавлен.
По словам жены премьер-министра Великобритании Шерри Бут, которая выступала в Высшей школе экономики по проблеме НКО, в Великобритании число таких организаций насчитывает около 600 тысяч, и 60 процентов из них нигде не зарегистрированы, не платят никаких налогов, не имеют дела ни с какими государственными органами и не обязаны ни перед кем отчитываться. Понятное дело, они при этом не занимаются деятельностью, приносящей доход.
В России сейчас начинается борьба с фондами, которые финансируются из иностранных источников. В случае принятия законодательства все иностранные фонды должны будут переучредить свои отделения. Они не смогут действовать как российские филиалы своих фондов, а должны создавать российские общественные организации. Очень большое количество западных фондов, таких, как Фонд Мак-Артура, Фонд Форда, Фонд Карнеги, не могут на это пойти, поскольку в их уставах записано, что их представительства могут существовать только в форме филиалов. Многие из них уйдут из России, если будет приняты поправки, которые рассматриваются в Думе. Кроме того, поправки предусматривают перерегистрацию всех НКО, причем не в налоговых органах, а в регистрационной палате Министерства юстиции. Подобных организаций в России около 100 тысяч. Предполагается, что их перерегистрация должна быть закончена за год. Это невозможно физически в силу ограниченности ресурсов самой регистрационной палаты. Далее, те организации, которые раньше нигде не регистрировались, предлагается обязать это делать. Формально предусмотрен уведомительный порядок, однако на регистрацию отводится ограниченный срок, и существование тех, кого не зарегистрировали, будет признаваться незаконным, что превращает уведомительный порядок в разрешительный. Еще одно нововведение: налоговые органы получат право производить выемки документов НКО во время выездных или камеральных проверок, хотя последние должны сводиться к проверке представляемой по закону отчетности типа налоговой декларации.
Если обобщить, становится очевидно, что общая направленность рассматриваемых инициатив заключается в намерении убить гражданский сектор, поставив его под полный контроль государства. И все разговоры власти о желании построить в стране гражданское общество в этом свете выглядят фарсом. На самом деле впечатление такое власть хочет иметь такой «ручной» орган гражданского общества, как Общественная палата, и задушить все независимые организации.
В. Путин на встрече с правозащитниками сказал, что готов поддержать НКО, но только не согласен с тем, чтобы они занимались политической деятельностью на иностранные деньги. Что ж, это можно понять. Но что считать политической деятельностью? Предположим, речь идет о пропаганде демократии, прав и свобод человека. Обучении работе в институтах гражданского общества. Тогда власть. которая не желает считаться с нормами демократии, с правами человека будет считать такую деятельность политической, поскольку будет рассматривать ее как направленную против себя. А кто будет определять характер деятельности НКО?
Судя по тому, под каким нажимом проходит в Думе этот законопроект, можно не сомневаться, что он будет принят. И он станет едва ли не последним камнем в фундаменте, на котором выстраивается здание авторитарного, а то и тоталитарного режима.
Обсудить "Последний камень в фундамент тоталитарного государства" на форумеИзвестно, что независимые, некоммерческие гражданские организации – основа гражданского общества. Совокупность подобных организаций являет собой так называемый третий сектор, в котором формируются социальные связи, который дает гражданам возможность влиять на государство и другие общественные институты. Если откуда-то и вырастет новая демократия в стране, то уж точно не из «Единой России», а именно из этих зачатков гражданского общества.
Вопрос об НКО был поднят довольно давно. Они уже весьма продолжительное время пользуются пристальным вниманием спецслужб. Иностранная помощь в глазах органов означает подверженность влиянию иностранных разведок. За примером далеко ходить не надо: председатель думского Комитета по делам общественных и религиозных организаций господин Попов заявил, что поправок и предложений к законопроекту поступило очень много, но рассматривать и учитывать их никто не будет, поскольку это все работа, оплаченная иностранными агентами. Через пару дней, когда уже законопроект проходил в Думе первое чтение (и прошел, при всего 18 голосовавших «против») он несколько смягчил позицию, дескать комитет только и думал, как улучшить положение НКО.
В свое время очень недоброжелательно и даже агрессивно относились к фонду Сороса и его работе по поддержке российской науки, образования, российских учителей. В конце концов, не дождавшись никакой благодарности – Джорджа Сороса даже ни разу не принял президент, – он ушел из России со своей программой помощи становлению гражданского общества.
В последние годы в России активно развивались местные общественные организации с собственными независимыми источниками финансирования. Это и «Открытая Россия» — фонд, созданный на деньги Михаила Ходорковского, и фонд Потанина, и другие. Независимое, то есть негосударственное финансирование является определяющим, конституирующим моментом в деятельности НКО. Поскольку их задача — уравновешивать силы общества в дискуссии с государством. Это источник инициатив, которые заставляют государство действовать в интересах граждан, это также инструмент общественного контроля. Если же некоммерческие организации начинают жить на деньги государства, они превращаются в организации государственные. Тогда их статус уже неважен. Важно, «с чьей руки они кормятся». Владимир Путин, которому принадлежит это высказывание, абсолютно прав.
Принципиально важно, чтобы они не кормились с руки государства. Будут ли они кормиться от иностранных грантов, от пожертвований российских бизнесменов или от добровольных взносов малоимущих российских граждан – не суть важно. Важно, чтобы эти источники финансирования были, с одной стороны, независимыми, а с другой – некоммерческими, поскольку эти организации не должны заниматься коммерческой деятельностью. Они могут что-то зарабатывать, но в этом случае они обязаны платить налоги и регистрироваться в качестве налогоплательщиков. Однако, как правило, такого рода деятельность создает конфликт интересов, затрудняет работу в интересах общества. Немало споров в свое время было по поводу того, какими налогами нужно облагать НКО, были попытки ужесточить их налогообложение, что поставило бы их под более жесткий контроль. Многие по этой причине предпочитали до настоящего времени обходиться без официальной регистрации и действовать в автономном режиме на спонсорские взносы. Поскольку известно: как только кто-то в нашей стране попадает под недреманное око налоговых служб, он может быть в любой момент легко раздавлен.
По словам жены премьер-министра Великобритании Шерри Бут, которая выступала в Высшей школе экономики по проблеме НКО, в Великобритании число таких организаций насчитывает около 600 тысяч, и 60 процентов из них нигде не зарегистрированы, не платят никаких налогов, не имеют дела ни с какими государственными органами и не обязаны ни перед кем отчитываться. Понятное дело, они при этом не занимаются деятельностью, приносящей доход.
В России сейчас начинается борьба с фондами, которые финансируются из иностранных источников. В случае принятия законодательства все иностранные фонды должны будут переучредить свои отделения. Они не смогут действовать как российские филиалы своих фондов, а должны создавать российские общественные организации. Очень большое количество западных фондов, таких, как Фонд Мак-Артура, Фонд Форда, Фонд Карнеги, не могут на это пойти, поскольку в их уставах записано, что их представительства могут существовать только в форме филиалов. Многие из них уйдут из России, если будет приняты поправки, которые рассматриваются в Думе. Кроме того, поправки предусматривают перерегистрацию всех НКО, причем не в налоговых органах, а в регистрационной палате Министерства юстиции. Подобных организаций в России около 100 тысяч. Предполагается, что их перерегистрация должна быть закончена за год. Это невозможно физически в силу ограниченности ресурсов самой регистрационной палаты. Далее, те организации, которые раньше нигде не регистрировались, предлагается обязать это делать. Формально предусмотрен уведомительный порядок, однако на регистрацию отводится ограниченный срок, и существование тех, кого не зарегистрировали, будет признаваться незаконным, что превращает уведомительный порядок в разрешительный. Еще одно нововведение: налоговые органы получат право производить выемки документов НКО во время выездных или камеральных проверок, хотя последние должны сводиться к проверке представляемой по закону отчетности типа налоговой декларации.
Если обобщить, становится очевидно, что общая направленность рассматриваемых инициатив заключается в намерении убить гражданский сектор, поставив его под полный контроль государства. И все разговоры власти о желании построить в стране гражданское общество в этом свете выглядят фарсом. На самом деле впечатление такое власть хочет иметь такой «ручной» орган гражданского общества, как Общественная палата, и задушить все независимые организации.
В. Путин на встрече с правозащитниками сказал, что готов поддержать НКО, но только не согласен с тем, чтобы они занимались политической деятельностью на иностранные деньги. Что ж, это можно понять. Но что считать политической деятельностью? Предположим, речь идет о пропаганде демократии, прав и свобод человека. Обучении работе в институтах гражданского общества. Тогда власть. которая не желает считаться с нормами демократии, с правами человека будет считать такую деятельность политической, поскольку будет рассматривать ее как направленную против себя. А кто будет определять характер деятельности НКО?
Судя по тому, под каким нажимом проходит в Думе этот законопроект, можно не сомневаться, что он будет принят. И он станет едва ли не последним камнем в фундаменте, на котором выстраивается здание авторитарного, а то и тоталитарного режима.