Заговор против премьера
Кремль Путина больше ждать не может. Отсутствие внятного сигнала от гаранта (в самом широком понимании этого термина) по поводу его личных планов на свою жизнь после 2008 года породило смятение в душах десятков и сотен сановников и клерков, составляющих ныне оплот путинского режима. Из Администрации президента, из Белого дома, из канцелярий полпредов, губернаторов и партбоссов «Единой России», из офисов крупнейших госкомпаний доносится глухой ропот, в котором отчетливо слышится настойчивый призыв: «Владимир Владимирович, дорогой, скажи уже чего-нибудь. Не стране – нам на ушко скажи: ты пойдешь на третий срок или как? Нам же надо выстраивать стратегию. Потому что если сам – одна история. Если преемник – совершенно другая».
Многие российские аналитики полагают сегодня, что на самом деле Путин давно принял решение и даже ознакомил с ним свой ближний круг. Но кремлевские планы по старой гэбэшной традиции до поры до времени держатся в строжайшем секрете. На мой взгляд, эта версия абсолютно не жизнеспособна. Верховный правитель в нынешней России — это такой мамонт, ко всем членам которого привязаны сотни и тысячи веревок и канатов. А на других концах этих веревок и канатов – колокольчики. Стоит мамонту пошевелить кончиком хвоста или хобота, как спереди или сзади раздается мелодичный звон. И если бы Путин сообщил о своих планах на 2008 год даже двум-трем ближайшим соратникам, это знание они бы в себе долго носить не смогли. Несмотря на всю свою преданность и профессиональную закалку. Поскольку мало знать, надо же принимать какие-то соответствующие меры, то есть задействовать уже свой ближний круг. Словом, перезвон этот до нас бы быстро донесся. Потому что, повторюсь, решение по поводу престола — беспрецедентное по своей значимости для десятков тысяч крупных и мелких чиновников (не говоря уже об остальных гражданах России). От него зависит их будущая карьера и материальное благополучие. А для многих вопрос еще насущнее: понятно же, что при определенном стечении обстоятельств некоторые из высших сановников российского государства, с немалой выгодой для себя использовавшие годы путинского правления, могут оказаться на скамье подсудимых.
Так что, похоже, наш мамонт замер в исступлении и только бешено вращает глазами, не в состоянии решиться на, возможно, самый ответственный в своей жизни поступок.
«Как же так, — наверняка возразят мне многие, — а разве последняя кадровая перетряска самого высшего эшелона российской власти – не свидетельство того, что механизм запущен?» Я уже писал и повторю вновь, что не считаю назначение Дмитрия Медведева на пост первого вице-премьера правительства убедительным аргументом в этой дискуссии – по-моему, здесь дело совершенно в другом. А именно в том, с чего я, собственно, и начал эту заметку – похоже, караул устал ждать. Мощная атака, которой в последние дни подвергся премьер Михаил Фрадков, – самое верное тому доказательство. Впервые за много лет мы стали свидетелями использования телевидения в качестве инструмента для «наезда» на столь высокопоставленного чиновника. Поочередно в своих итоговых еженедельных программах на НТВ на Фрадкова накатили сначала Глеб Павловский, а затем – его младший собрат по пропагандистскому цеху Владимир Соловьев. Последний даже превзошел сэнсэя, позволив себе открытое глумление над премьером. В сюжете Соловьева Фрадков предстает этаким Винни-Пухом. Медвежонком-недотепой, не способным даже мед у пчел стырить. Контуры интриги, связанной с переходом Медведева из администрации в Белый дом, сегодня начали вырисовываться гораздо более отчетливо. В связи с этим яростная атака на Фрадкова уже не вызывает удивления.
Есть веские основания полагать, что Медведев должен был занять совершенно другое кресло. Планировалось, что он сменит на посту Михаила Фрадкова. Ключевой вопрос – кем планировалось. Так вот по всему получается, что вовсе не Путиным Владимиром Владимировичем.
«Кандидатуру Медведева тащат два мощнейших лоббиста – Анатолий Чубайс и Александр Волошин, который со времени своей отставки вовсе не утратил аппаратного влияния, — рассказал в беседе с обозревателем «Ежедневного Журнала» один важный околокремлевский человек. —Ведь какая изначально была схема. Волошин придумал всю бодягу с национальными проектами только затем, чтобы на этой волне «приподнять» непубличного Медведева. Но с той стороны, понятное дело, ребята тоже не дремлют – началось давление на президента с целью эту схему поломать. Частично им это удалось. В итоге весь план Чубайса-Волошина на деле обернулся тяжелейшим их поражением».
Понятно, что и Медведев, и Волошин, и Чубайс – представители так называемого либерального крыла администрации. Правда, как пошутил один мой приятель, эти крылья – условные либералы и условные силовики — друг от друга отличаются только тем, что одни едят маленьких детей на завтрак, а другие на ужин.
Между тем по Москве в очередной раз поползли слухи о возможной скорой опале видного представителя первой группировки, замглавы президентской администрации Владислава Суркова. Судя по всему, события сейчас развиваются весьма стремительно, и о какой-нибудь отставке мы в ближайшее время действительно услышим.
Только вне зависимости от того, кого уволят – Суркова или Фрадкова, ситуация с главным политическим вопросом – преемник или третий срок – все равно не прояснится. Зато станет понятно, кто в ближайшее время будет погонять мамонтом. Сам он, похоже, уже ходить не может.