Толерантность кроликов
Знаете что: нет бога, кроме аллаха, есть бог, кроме аллаха, я про это даже думать не хочу. Эта проблема вне сферы моих интересов. Но при этом я с уважением отношусь к чувствам людей. К разным чувствам разных людей. И, скажем, в чеченском или дагестанском селе никогда не буду ходить по пояс голый. Но на пляже в Монако не стану сидеть в рубашке по той лишь причине, что рядом могут оказаться мусульманские женщины. А все идет к тому, что придется.
В Америке уже довольно давно не линчуют негров, а в Европе не сжигают мавров. Наоборот, теперь потомки мавров сжигают европейские города. Я не сторонник той точки зрения, что это – плата за толерантность. Что, дескать, Запад с его веками выстраданной этикой теперь оказался безоружен перед лицом нашествия варваров, которых сам и пустил в свой мир. Запад виноват в другом – он не выработал четких правил взаимодействия с мусульманским миром, решив, что раскрытые навстречу объятия — гарантия от агрессии с противоположной стороны. Более того, даже сама постановка вопроса о принципиальной несхожести двух миров признается порой если и не ксенофобской, то, по крайней мере, сомнительной с этической точки зрения. А разве нужны еще какие-нибудь доказательства после трагедии 11 сентября? И дело даже не в чудовищности этого преступления. Дело в другом: миллиард человек на нашей планете радовалось гибели ни в чем не повинных людей. Но радоваться можно только гибели врага. Следовательно, они считают нас своими врагами. Это что, не фактор угрозы?
Сегодня в Ливане и Сирии горят датские и шведские консульства, волна возмущенных демонстраций прокатилась по всему арабскому миру. Сотни тысяч людей яростно протестуют против неуважения к своей религии. Они почувствовали себя униженными и оскорбленными из-за нескольких карикатур, опубликованных в маленькой провинциальной газете четыре месяца назад. Газета эта выходит на непонятном языке за тысячи километров от их домов, в стране, про которую подавляющее большинство из ныне протестующих раньше и слыхом не слыхивали. А какая поразительная мобилизация: день, другой — и вот уже полыхает весь арабский мир. И вся эта вселенская истерия чудесным образом совпадает по времени с обострением отношений мирового сообщества с Ираном, с передачей ядерного досье в Совет безопасности ООН.
Другими словами, мы столкнулись с демонстрацией силы вполне конкретного сообщества, заставляющего, например, авторов этих злосчастных карикатур теперь прятаться — менять имена, адреса. То есть ломать всю свою жизнь. А общественность и правительства европейских стран развернули яростную дискуссию по поводу отношения к событию. Что важнее: свобода слова или политкорректность? И странным образом никого не возмущает и не пугает ситуация, когда в центре Европы человеку угрожает смертельная опасность только за то, что он позволил себе НЕ ТАКОЙ рисунок. Следовательно, мы готовы жить в мире, в котором нас будут убивать за рисунки, книжки и просто вслух высказанные соображения? Просто потому, что огромная часть людей на планете считает это достаточным основанием для лишения другого человека жизни. А как же быть тем, кто не согласен с такой постановкой вопроса? Продолжать демонстрировать толерантность? Можно, конечно, но только это будет толерантность кроликов по отношению к удавам. Удавы, несомненно, отдадут должное тем высотам духа, на которые вознесла кроликов их многовековая цивилизация, но потом все равно сожрут их с не меньшим удовольствием. А потом еще и посмеются над такими удобными этическими нормами их бывших соседей по животному миру.