КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеОх, дурят нашего президента

11 МАРТА 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Коллаж ЕЖ

Понятно, почему парламентская комиссия по расследованию причин трагедии в Беслане все медлит с обнародованием своего доклада. Любая сколько-нибудь добросовестная попытка выяснить, как именно действовала пресловутая президентская вертикаль в кризисной ситуации, неизбежно выявляет безответственность, трусость и некомпетентность ближайших сотрудников президента. Вот вчера председатель комиссии Александр Торшин рассказал журналистам о встрече с директором ФСБ Николаем Патрушевым и министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым. По его словам, комиссия установила, что ни тот, ни другой не были в Беслане в дни трагедии. На уточняющие вопросы журналистов Торшин ответил туманно. Мол, "дело комиссии – не осуждать кого-либо, а собирать информацию, а какие будут выводы – покажет время".

Между тем, если Торшин сказал правду, это означает, что два ведущих руководителя правоохранительных органов обманули Путина и проигнорировали его приказ. Как только 1 сентября была получена информация о захвате школы, президент срочно вернулся из Сочи в Москву, в аэропорту провел совещание с ближайшими министрами, после чего и было объявлено, что Патрушев и Нургалиев вылетели в Беслан. Разумеется, отправиться туда они могли лишь по президентскому приказу. Об этом сообщила и официальная «Российская газета», и президентская пресс-служба.

Можно, конечно, предположить, что Владимир Путин в момент кризиса вспомнил профессиональные навыки и решил поучаствовать в операции прикрытия. То есть его пресс-служба намеренно дезинформировала СМИ, а силовики отправились не в Беслан, а куда-то еще с секретной миссией. Если так, то миссия эта, от которой не осталось никаких следов, не принесла ровным счетом никаких результатов.

Вероятнее другое. Мысли больших правоохранительных начальников были заняты не спасением детей, а тем, как бы сохранить самих себя, ускользнув от любой ответственности. Всю ответственность свалили на начальника УФСБ по Северной Осетии генерала Валерия Андреева (вскоре после бесланских событий снятого с должности). Что до Патрушева и Нургалиева, то, вылетев из Москвы, они как бы растворились в воздушном пространстве нашей необъятной Родины. Когда 4 сентября в Беслан прибыл Владимир Путин, о сложившейся ситуации ему докладывали не правоохранители, а командующий 58-й общевойсковой армией генерал Виктор Соболев. Именно у него растерявшиеся представители ФСБ потребовали применения танков и бронетранспортеров. Похоже, именно этот генерал в условиях полной неразберихи принял командование на себя.

Но дело даже не в обделавшихся и где-то отсидевшихся главах ФСБ и МВД. Дело в том, что именно они полностью устраивают президента и Верховного главнокомандующего. Он, который использовал Беслан, для того чтобы добиться права назначать губернаторов (это, мол, сделает региональную власть эффективной в кризисных ситуациях), терпит вопиющую некомпетентность спецслужб и их руководителей. Других чекистов у Путина нет.

Версия для печати