КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииЧто нужно российскому шпиону в Грузии?

29 СЕНТЯБРЯ 2006 г. АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
RTV International
Официально российская политическая разведка СВР не имеет права работать на территории Грузии, поскольку еще в 1992 году было подписано соглашение о взаимном неведении разведдеятельности странами СНГ. Но военная разведка ГРУ такого соглашения не подписывала, отсюда и нынешний скандал.

Военную разведку должны интересовать прежде всего военные объекты, и Грузия вполне может интересовать ГРУ как любая страна, тесно контактирующая с НАТО. В этом случае Грузия просто повторяет судьбу государств восточной Европы. В 1999 году, например, Прага превратилась в один из форпостов ГРУ в Европе. После обвинений в британской прессе чешская контрразведка BIS признала, что ГРУ действительно основало в Праге настоящий шпионский центр, из которого планируются операции по всей Европе. BIS ссылалась на перехваченные шифровки от пражских агентов ГРУ, посланные в Бонн, Вену и Рим. Причина такого внимания к Праге – отношения с НАТО, доступ к натовским материалам.

Точно такая же ситуация сложилась в Болгарии, когда американцы попросили 30 гектаров земли для строительства на черноморском побережье в городе Шабла центра радиоэлектронной разведки, который должен следить за территорией Белоруссии, Украины, Северного Кавказа и Средней Азии. Сотрудники ГРУ заинтересовались этим, и в результате их активности в 2001 году из Софии «попросили» трех российских дипломатов, в том числе и военного аташе.

Для НАТО Грузия является крайне привлекательным объектом для ведения электронной разведки — как видовой (то есть съемки с самолетов-шпионов), так и радиошпионажа — за территорией России.

В феврале—марте 2003 года вдоль южной границы России, над территорией Грузии и Абхазии, было зафиксировано четыре пролета американского самолета-разведчика TR-1 — модификации знаменитого U-2, разработанного специально для европейского театра военных действий. Кроме того, в Абхазии располагают данными об американском мобильном комплексе радиоперехвата, размещенном на двух грузовиках, которые курсируют вдоль грузинской границы. Еще в 1997 году правительство США предложило Грузии стать участником программы противовоздушной обороны Regional Airspace Initiative. Эта программа была специально разработана для стран Восточной Европы в 1994 году, и одна из главных ее задач — установка так называемых ASOC — Air Sovereignty Operations Centers (в русской классификации — национальных оперативных центров контроля воздушного пространства). Подобные центры позволяют обмениваться информацией со всеми странами НАТО и включают в себя систему военных радаров с функциями радиоперехвата. Будучи установлен на территории Грузии, такой центр способен отслеживать ситуацию на всем Северном Кавказе, включая территорию Чечни. По некоторым данным, он уже действует.

Однако, похоже, сотрудникам ГРУ ставились не только задачи по добыванию секретов НАТО. Традиционно, еще с начала 90-х, именно сотрудники российской военной разведки курировали «абхазское направление» — сначала в качестве едва ли не основных запальщиков грузино-абхазской войны, впоследствии отслеживали грузинские планы по силовому возвращению Абхазии — реальные или выдуманные.

Вспомним многочисленные сообщения абхазских силовиков о вскрытых планах грузинского генерального штаба по вторжению в непризнанную республику, которые последние пять-шесть лет каждый год появляются под осень. Если эти данные хоть на пять процентов имеют под собой основания, то неужели их добывала абхазская разведка?

И, судя по представленным МВД Грузии материалам, наших грушников действительно волновали не террористы в Кодорском ущелье и не новая документация НАТО, а расположение армейских подразделений Грузии, то есть информация, которая нужна только в одном случае – если надо в очередной раз проверить, не собирается ли Грузия вторгаться в Абхазию.
Обсудить "Что нужно российскому шпиону в Грузии?" на форуме
Версия для печати