Нет героев в своем отечестве

Истребитель Су-27 летчика Троянова, как все мы помним, ровно год назад заблудился по дороге из Ленинградской области в Калининград и упал на территории Литвы. Пока успевший катапультироваться пилот ожидал решения литовских властей, сидя в вильнюсской гостинице под домашним арестом, на родине за его судьбу переживали не меньше, чем нынче за судьбу арестованных в Грузии офицеров ГРУ. С той лишь разницей, что спикер Миронов не обещал объявить Литве войну, поскольку она, как-никак, входит в НАТО. МИД писал ноты, министр обороны обещал по возвращении наградить летчика, а главком ВВС Владимир Михайлов прочил Троянову Звезду героя за то, что тот сумел «проверить» натовскую систему ПВО. В Ленинградской области, где служил пилот, школы уже вписывали в свои учебные планы «уроки мужества с летчиком Трояновым», а по всей стране проходили митинги поддержки — в Петербурге, например, сограждане так бурно высказывали свое возмущение перед литовским консульством, что их пришлось разгонять ОМОНом.

Но, вернувшись на родину, майор недолго оставался героем. Уже примерно через месяц его признали частично виновным в аварии, обещавший Валерию Троянову звезду главком ВВС сказал, что «армия на него в обиде», потом он был переведен из летчика первой категории в летчика второй (несмотря на неоднократные уверения того же главкома, что никакому дисциплинарному воздействию Троянов не подвергнется). Теперь вот его и вовсе выгнали из армии.
Не спрашивайте, что героического совершил майор Троянов. Поджигать в лютую зиму крестьянские дома — тоже сомнительное достижение, однако Зоя Космодемьянская до сих пор является одним из главных наших героев XX века. Согласитесь, что хотя бы в течение нескольких дней своего литовского заточения он был самым настоящим, полноценным героем, признаваемым таковым и официальными властями, и народом. Почему же теперь люди, митинговавшие под дверьми литовских дипмиссий, не пикетируют Министерство обороны или Генштаб с требованием выдать майору Троянову новый самолет и допустить его к полетам до Калининграда и обратно?
Я пытаюсь вспомнить, кто еще в последнее время становился у нас героем. Ну понятно, задержанные недавно в Грузии офицеры ГРУ. Еще два агента ФСБ, взорвавшие в Катаре бывшего чеченского президента Зелимхана Яндарбиева и приговоренные там к пожизненному заключению, но потом переданные России. Еще героями могли бы стать матросы пойманного за браконьерство у берегов Норвегии траулера «Электрон», но их слишком быстро отпустили. Всех этих героев объединяет одно: они дали страдающему манией величия государству поиграть мускулами, к вящей радости тоскующего по великой державе народа. Показать им всем, что мы еще «ого-го»! Что не умер еще в нас дух СССР.
Дух СССР действительно не умер: герой ценен лишь в тот момент, когда является демонстрацией нашей «суверенности». Сам же по себе герой, что бы он ни совершил, как и любой гражданин России, никакой ценности не имеет. В пору литовского плена госканалы наперебой рассказывали, как отважный летчик, рискуя жизнью, отводил падающую машину от хутора в чистое поле. Теперь, на родине, его могут даже и посадить за нанесение государству материального ущерба в особо крупном размере – это уже никого не волнует.
А майор Троянов мало того что не имеет никакой ценности, так еще и «обидел армию»: рассказал натовским прихвостням, что его годовой налет составил 5 часов. А может быть, изложил и наиболее вероятную версию своей катастрофы – радиолокационный самолет А-50, который должен был помогать пилотам ориентироваться в пространстве, покинул место учений ради экономии топлива, когда истребители еще не достигли Калининграда.
Так что Троянов, можно сказать, еще легко отделался.