КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПервая тройка и восемьдесят Поповых

12 ОКТЯБРЯ 2006 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
rep.ru/fotoregion.ru
Прошедшие региональные выборы оказались для демократов не столько провальными, сколько пустыми. В Свердловской области «Яблоко» получило 3%, в Приморском крае – менее 2%, в Астраханской области у республиканцев 1%. СПС в выборах даже не участвовал. Неудивительно, что либералы оказались даже не на периферии информационного поля, а за его пределами.

Впрочем, в «Яблоке» считают, что не все так плохо. Действительно, партию сняли в Карелии, где она могла рассчитывать на весьма приличный результат, а ее представитель Василий Попов занял второе место на выборах мэра Петрозаводска, получив немногим меньше 30%. Сергей Митрохин так прямо и сказал (цитирую по сообщению агентства «Новый регион») – результаты «очень высокие».

Получить свыше четверти голосов для кандидата от оппозиции в регионе – действительно замечательный результат, если учесть тот административный ресурс, который используется на выборах. Только возникает вопрос, какой фактор был основным в этом успехе – «Яблока» или Попова? При ближайшем рассмотрении оказывается, что Попов – видный представитель карельского истеблишмента, находящийся в решительной оппозиции к главе республики Сергею Катанандову. Ему немногим более 40 лет, окончил местный университет, работал в ОБХС, уже почти полтора десятилетия занимается бизнесом, по карельским меркам весьма немаленьким. Контролирует одну из наиболее популярных в республике газет. Некоторое время был мэром города Олонец, сейчас – депутат законодательного собрания республики. Несколько лет назад баллотировался на пост главы Карелии, занял третье место с 10-процентным – весьма достойным — результатом.

Неудивительно, что в Свердловской области у «Яблока» 3%, а в Карелии оно реально могло пройти в местный парламент, если бы его не сняли с дистанции. В Карелии у «Яблока» есть сильный лидер, который сам по себе способен привлечь голоса избирателей и нуждается в партии как в механизме, способном обеспечить представительство его интересов в законодательных органах федерального и регионального уровней. Установление Поповым контроля над карельским «Яблоком» сопровождалось, кстати, смещением его прежнего руководства, которое не желало играть роль такого механизма. При этом Попов предельно прагматичен – когда «Яблоко» сняли с дистанции, он заявил о своей поддержке Российской партии ЖИЗНИ, в карельский список которой вошли оппоненты Катанандова.

Так что убедительное второе место Попова на петрозаводских выборах – это не опровержение тезиса о слабости демократов в общероссийском масштабе, а исключение, подтверждающее правило. К парламентским выборам 2007 года демократы как не были готовы, так не готовы и сейчас.

Из создавшейся ситуации есть три возможных выхода.
Первый – «пропустить» предстоящие думские выборы, отойти в сторону, переждать, пока нефтяные цены выйдут на уровень 15-20 долларов за баррель, и население вновь востребует оппозицию. Вариант заведомо проигрышный. Если ждать у моря погоды, то можно потерять существующую политическую инфраструктуру – организации, активистов, систему связей. Если партийцы не участвуют в выборах, они лишаются стимула к продолжению политической деятельности. Отказ от выборов (под любым, самым благовидным, предлогом) – это, по сути, капитуляция.

Второй – сделать вид, что всем не так плохо и можно преодолеть 7-процентный барьер со старым багажом, подняв потрепанные знамена СПС и «Яблока» в надежде на то, что крепкие регионалы (типа Попова) помогут, а Кремль проявит благосклонность. Насчет второго – большой вопрос; вспомним опыт 2003 года, когда Кремль не стал «вытягивать» ни одну из двух либеральных партий. Во-вторых, на федеральных выборах избиратель увидит в бюллетене название партии и «первую тройку» — если ему что-то из этого категорически не понравится, то он не будет голосовать за данный список, даже если его региональную часть возглавляет приглянувшийся ему политик. Региональные функционеры могут сыграть значительную роль в избирательной кампании, но ставить исключительно на их ресурс было бы ошибочно. Так что и этот путь ведет в никуда – похоже, правда, что «Яблоко» готово по нему идти. Это следует из слов Митрохина о том, что оно собирается предстать перед электоратом «все в том же старом и добром виде».

Значит, остается третий вариант. Ребрендинг, то есть отказ от названий, с которыми ассоциируются электоральные неудачи прошлых лет (такой прием в Польше использовали политики, связанные ранее с «Солидарностью» — от нынешнего президента Качиньского до лидера оппозиции Туска). Формирование успешной, динамичной «первой тройки», которая была бы способна вызвать интерес у «средних слоев» современной России. Не бояться при этом, если «первым номером» станет политик, не входящий ни в одну из крупнейших партий (например, Владимир Рыжков – его потенциал как федерального политика значительно выше, чем нынешний результат республиканцев в провинциальной Астрахани). Найти в регионах восемь десятков энергичных и хорошо знакомых местным избирателям людей с опытом в публичной политике и возможностями мобилизовать серьезный финансовый ресурс. Это не так сложно – в каждом субъекте Федерации есть серьезные и совместимые с либеральной идеологией участники политического процесса, такие, как Василий Попов в Карелии. Проще говоря, для поддержки успешной «первой тройки» нужны «восемьдесят Поповых». Если эти меры будут реализованы, то у либерального проекта появляется реальный шанс на успех.

Понятно, что и третий вариант не гарантирует прохождения в Думу. Но даже шанс для современных российских либералов – это уже много. Если его не использовать, то велика вероятность того, что результаты либералов в декабре 2007-го будут напоминать провалы образца октября 2006-го.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий

Обсудить "Первая тройка и восемьдесят Поповых" на форуме
Версия для печати