Три источника. Три составные части
Статья первая
Перефразируя классиков: «Призрак бродит по России. Призрак фашизма».
Разумные люди успокаивают: если вас ударят по лицу, а потом отутюжат ногами с криками «Да ты же нерусский, сука!» (история с режиссером Юрием Маминым – кстати, автором фильмов про «русский фашизм»), не спешите расстраиваться – это скорее всего никакие не фашисты. Обычная урла, есть о чем и говорить! Да без зубов-то особо и не поговоришь… Ничего, зубы вставите, а фашизм – призрак.
Храбрецы, которым в случае погромов уж точно ничего не угрожает, иронически-брезгливо утешают тех, кому в этом случае кое-что угрожает: «Ну чего трясетесь?! Это ж надо быть такими трусами!..»
Что ж – и на том спасибо. Но пока погромов нет и не предвидится, можно спокойно поговорить о причинах явления.
Рост национализма в России констатируют – все.
Очевидны три источника русского национализма в РФ.
Во-первых, миграция.
Во-вторых, глобализация.
В-третьих, поражение в холодной войне – распад СССР.
Первая и вторая причины действуют во всей Европе. Понятно, что появление «чужих» возбуждает бытовую ксенофобию. «Здоровый» или «нездоровый», но это – инстинкт. С другой стороны, глобализация/американизация вызывает отчасти инстинктивный, а отчасти – осознанный страх за будущее своей национальной культуры. Поэтому в Европе ксенофобия идеально сочетается с антиглобализмом-антиамериканизмом, хотя, казалось бы, это страшно глупо. Ведь ксенофобия европейцев направлена, прежде всего, против исламистов – тех самых, с которыми воюют США, тех самых, кто считает США «большим Сатаной». Тем не менее, европейские националисты (Ле Пэн, НДП в Германии и т.д.) умудряются ненавидеть сразу – и мусульман, и американцев (ну и евреев, естественно, но тут даже и говорить не о чем – какой дурак откажется от этой долгой и сладкой традиции). «Гони американцев – в дверь, исламистов – в окно».
Все это – просто в более грубой и менее организованной форме – цветет и в РФ. В более грубой – с поправкой на суровые местные нравы. В менее организованной – опять же с поправкой на слабую политическую структурированность нашей страны.
Специфика России в третьем факторе. Поражение в холодной войне придает всему этому националистическому маршу особо тяжелую, апокалипсическую аранжировку. Вечное, неразменное «Предатели! Погибла Россия!», разумеется, звучит куда убедительнее после той самой ГИБЕЛИ. Ну ладно, пусть не России – СССР… Труп СССР в шкафу РФ – вот улика! Есть предательство! Вторая улика – «кошмар 90-х». Обычно слово «кошмар» не детализируется – так увесистее. Впрочем, нет проблем и с детализацией – от сеанса черной магии приватизации до «распада страны и власти».
Да, великодержавный (империалистический) «высокий национализм» времен СССР потерпел оглушительное поражение. Но при этом никуда не делся. Идея, потерпевшая ФИЗИЧЕСКОЕ поражение, если ее не добивают ИДЕОЛОГИЧЕСКИ, становится ТОЛЬКО ЗЛЕЕ, МУЧИТЕЛЬНЕЕ, становится более навязчивой – как любовь/ревность к утраченной любовнице… если новая не появилась. Классический пример – та самая, в зубах навязшая Германия.
1918 – физическое поражение, но идеология осталась. Стала только более опасной.
1945 – физическое поражение и разрушение идеологии (кстати – насильственное).
В 1990-9-м физически развалился СССР. Но после краткого увлечения (увлечения очень относительного, скорее «верхушечного», чем повсеместного) либерально-космополитическими идеями, имперская, империалистическая идеология вернулась. Но уже в более ощеренном, РЕВАНШИСТСКОМ виде. Отсюда – параноидальная ненависть к победителю СССР, США, ненависть, ставшая путеводной звездой на черном небосклоне массового «политического сознания». Ведь оно определяет себя только «от очень противного» — только НАЗЛО США. АнтиСША – единственная система координат в политическом пространстве бывших советских людей.
Отсюда – болезненные сравнения себя с США во всем. А пуще всего – во внешней политике. «Мы все добренькие, а вот США бы» — и далее следует стандартный набор подростковых «глюков», бессмысленных садо-мазохистских мечтаний о «кровавых расправах» над плохими парнями. США бы сразу – и бомбили, и оккупировали, и напалмом жгли, и перевороты устраивали. «А что же мы?! Да куда нам/Ничего-ничего, мы уже встаем с колен, прямо на ногу Грузии» – отчаяние и надежда русских патриотов… голливудских ковбоев.
Да, как российские сериалы и блокбастеры научились копировать аналогичную макулатуру-мускулатуру Голливуда, всех этих сигалов-чаков норрисов, так и их зрители мечтают, чтобы Россия копировала «агрессивную внешнюю политику США»… как они ее себе представляют. Россия мечтает копировать то, за что она ненавидит США – классическое отношение к «великому и ужасному» хулигану с соседнего двора. Жажда брутальности – в заманчиво-ненавистном образе того, кто тебя «унизил».
Отсюда – и такое восприятие знаменитых бомбардировок Югославии. Нужды нет, что это делали не США, а НАТО. Горя мало, что сами сербы (не говоря уж о других народах бывшей Югославии) сегодня живут лучше, чем при Милошевиче и не рвутся проклинать НАТО… Что нам до сербов, кому они нужны!..
Нужно другое – наглядная картина долгожданного СИЛОВОГО столкновения (Сербии?! Какая там… Ну да, то есть, конечно, бомбили-то как бы Сербию, но бомбы падали нам – на мозги!) с США, натуральной АМЕРИКАНСКОЙ АГРЕССИИ! Это то, чего так не хватает, чтобы Враг стал ощутимым, картина распада СССР и вины США стала простой и ясной — как «психическая атака каппелевцев» в «Чапаеве». Только – нет катарсиса, нет Ангела Мести с мечом и раскинутыми крыльями-буркой…
Ну, это я увлекся, простите великодушно. На поэзию тянет…
А сказать-то про реваншистский антиамериканизм хотел простую вещь. Да, «самый страшный гнев – гнев бессилия». (Безусловно, антиамериканизм – явление планетарного масштаба. О его причинах в Европе немного сказано выше, в мусульманских странах – другие мотивы. Но здесь речь идет об РФ.)
Другая сторона империалистического национализма – отношение к бывшим республикам СССР.
Этнически-великорусский шовинизм жил и в РСФСР, но тогда он занимал подчиненное положение «в тылу» Большого «советского» империалистического национализма Сверхдержавы. Тот, Большой империалистический национализм, объединял (так, по крайней мере, официально считалось) все народы, все республики СССР. Кроме того, в советские времена этнически-русский шовинизм мог быть «снисходительным»: как-никак Старший Брат в «семье народов», почтительно признающих это самое старшинство.
Когда же в 1990-1999-м исчезло «утешение Сверхдержавой», отношение к «младшим братьям» стало, понятно, особо нервным. А они соответственно – как сбесились! Почуяли волю!.. Всей сворой отделились со «своими государствами»! И это – БЛАГОДАРНОСТЬ… ЗА ВСЕ?! «Трудящиеся женщины Востока», спасенные красноармейцем Суховым, – разлетелись кто куда, метя землю подолами… и даже не оглянулись! «Зульфия, Лейла, Зейнаб, да и сама Гюльчатай…»
Растерянное бешенство русских державников перекатывается в вымученном хохоте-клекоте Леонтьева: «Украина – государство?! Грузия – государство?! Да ну?!» Ну да, вот именно – государства. «Что, может, и с такими же правами/обязанностями, как Великая Россия?!» Ну да, ровно с такими же. «Ну бред же!» Ну да, бред. Только – КТО бредит-то? Украинцы с грузинами или «в упор их не видящие» русские империалисты? «Грузия — ну смешно же… Не страна – шашлычная!» Точно. Смешно. Только — над кем смеетесь? Над СОБОЙ смеетесь.
В общем, опять-таки: самый страшный гнев – гнев бессилия. Сравните с гневом США в отношении Ирана…
(Кстати. Само собой, есть свой национализм, своя ксенофобия, часто в самых острых формах, и в республиках бывшего СССР. Имена Гамсахурдиа или Ниязова говорят сами за себя. Поэтому считать, что Россия в этом плане «хуже», чем ее уважаемые соседи, так же глупо, как считать, что она «лучше». Просто в данной статье речь идет о РФ и ее национализме. А, скажем, не об Украине и ее национализме.)
Все это, ясно, не способствует развитию толерантности или интернационализма (до чего же мерзкое слово! Хорошо, что его совсем уж ногами запинали!) в РФ. И уж когда эти «гюльчатаи» приезжают в Москву, да не с повинной головой (как им следовало бы), а просто-напросто — торговать, т.е. ЗА НАШИ ЖЕ ДЕНЬГИ ВЫТЕСНЯЮТ НАС С НАШИХ РЫНКОВ! Ну ……… !!!
И все это закольцовывается опять же антиамериканизмом. Мало того, что США развалили наш сияющий город на холме в 1990-1991-м, они и сейчас направляют все антирусские действия всех бывших республик СССР. Так возникает вполне законченная система реваншистски-империалистического и антиамериканского мышления. К реальным прозаическим проблемам, которые, разумеется, существуют между РФ и США, это идеологическая паранойя имеет такое же отношение, как опера «Кармен» к скучным параграфам брачного договора.
Да. Самое опасное, конечно, в СОЧЕТАНИИ желудочной ксенофобии и имперского реваншизма. Ксенофобия дает «живую энергию масс», имперский реваншизм – идеологическую систему.
Здесь и только здесь, на этом перекрестке РЕАЛЬНО мог бы возникнуть русский нацизм. Еще раз: желудочно-бытовая ксенофобия, оплодотворенная мессиански-империалистическими идеями, — вот возможный зародыш фашистской Системы.
«Только этого мало»… Фашизма в России – не будет.