Политические фобии
Выходя на днях с заседания рабочей группы Всероссийского гражданского конгресса (очередной, третий уже, Конгресс должен состояться в Москве 12 декабря), наш известный правозащитник Лев Пономарев положил руку мне на плечо и проникновенно произнес: «Неужели ты не понимаешь, что все эти националисты, все эти нацболы, они же вас потом непременно кинут? Используют и кинут…» В голосе Льва Александровича чувствовалась искренняя обеспокоенность за судьбу демократического движения в России.
Вообще после того как определился формат «Другой России», куда помимо Людмилы Алексеевой, Гарри Каспарова, Михаила Касьянова, Владимира Рыжкова, Георгия Сатарова и ряда других оппозиционных политиков, правозащитников и экспертов вошли такие неоднозначные (а вернее, конечно, однозначные), с точки зрения демократической общественности, персонажи, как Эдуард Лимонов и Виктор Анпилов, вопросы типа: «Ну как там ваши друзья-радикалы?» — звучат постоянно. Произносятся они обычно с ухмылкой. Мол, ну вы, ребята, даете… Это ж надо, кого позвали в союзники для борьбы с антинародным режимом. На нас смотрят как на сумасшедших, которые каждый день по доброй воле входят в клетку с крокодилами. Пожалуй, пора положить этому конец.
Это, на самом деле, еще большой вопрос – кто кого позвал в союзники, кто с кем согласился сидеть рядом за одним столом и обсуждать актуальную повестку дня для нашей страны. Не думаю, что Виктор Иванович Анпилов всю свою пламенную революционную жизнь мечтал конструктивно общаться с такой «акулой империализма», как Михаил Касьянов, или с не самым бедным на этой земле шахматистом Гарри Каспаровым. Но ведь сидит и общается. И ищет компромиссы. И находит их. По одной простой причине – жизнь заставила.
Да, да — именно жизнь, которую нам тут устраивают эти лихие ребята, в одночасье, волею коварного случая и больного президента, вознесенные на самый верх и теперь взирающие на Россию как на случайно доставшуюся нефтяную вышку, а на нас всех как на инструмент для добывания углеводородов. Просто очень разных людей объединило осознание невозможности справиться с проблемой друг без друга. Понятно, что по этому поводу все испытывают разнообразные эмоции, которые не стоит даже пробовать обобщать. Поэтому буду говорить только от своего имени.
Возможно, это особенность моей психики, однако с первого момента общения и с Лимоновым, и с Анпиловым лично я никакого дискомфорта не испытал. Пожалуй, даже наоборот. Помню, что меня просто поразило выступление Виктора Анпилова на первом конгрессе «Другой России» в начале лета этого года. Я с удивлением тогда обнаружил, что готов подписаться почти под каждым словом, произнесенным этим человеком. И я, кстати, ощутил тогда благодарность к нему за то, что он не стал произносить слов, под которыми я не захотел бы подписываться, которые могли бы меня оскорбить. Тогда же внутри «Другой России» родилось некое этическое правило – не обсуждать вопросы, по которым у присутствующих очевидно разные точки зрения. Впрочем, никаких специальных усилий для этого не потребовалось, поскольку очень скоро выяснилось, что вопросы эти по большей части не актуальны. К примеру, понятно, что у нас с Анпиловым разные взгляды на события 1993 года. Ну так что с того? Это нам совершенно не мешает говорить о проблемах нашего времени. Надеюсь, не помешает и их решать.
Теперь что касается общего тезиса всех сомневающихся в целесообразности данного партнерства. Дескать, они вас «используют и кинут».
Ну, во-первых, подобного рода сомнения испытывают все политики по отношению друг к другу вне зависимости от их идеологических пристрастий и партийной принадлежности. А если говорить по существу, то меня, уважаемые читатели, как, собственно, и вас, наши «демократические» политики из старых «демократических партий» «кидали» уже очень много раз. Они, кстати, до сих пор продолжают это делать. Может, нам больше повезет с радикалами?
P.S. Предвижу, что многих покоробит от этой моей заметки. Знаете, пожалуй, мне наплевать.