Мучительные сомнения
В своей ироничной и в то же время разоблачительной статье «Стыдно, товарищ Гайдар!» Николай Сванидзе обличил двух персонажей: Бориса Березовского и вашего покорного слугу. Березовский подозревается в убийствах Анны Политковской и Александра Литвиненко, а также — в покушении на жизнь Егора Гайдара. Я – в постыдной и беспомощной попытке защитить Березовского от, как мне по недомыслию показалось, не вполне аргументированных обвинений.
Итак, г-н Сванидзе встретился с Егором Гайдаром, и тот недвусмысленно дал понять, что считает своим отравителем Бориса Березовского. Памятуя о предшествующем заявлении Анатолия Чубайса о «смертельной конструкции Политковская – Литвиненко – Гайдар» и учитывая непоколебимую уверенность Егора Тимуровича, эти зловещие преступления можно считать раскрытыми. Осталось только надеть наручники на главного подозреваемого, который, конечно, под тяжестью неопровержимых улик – заявления Чубайса и уверенности Гайдара – немедленно сознается в содеянном. В связи с этим действия различных представителей правоохранительных служб ряда европейских стран кажутся нелепыми, если не сказать – провокационными. Зачем, спрашивается, возбуждать какие-то уголовные дела в Германии, проедать в Москве деньги британских налогоплательщиков, допрашивать разных миллионеров – отставных офицеров ФСБ, искать (и повсюду находить) следы некоего радиоактивного вещества? Зачем все эти глупости? Раз Чубайс с Гайдаром уверены, что во всем виноват Борис Абрамович? А происходит это потому, что эти тупые европейцы понятия не имеют о том, каким бесcпорным и непререкаемым авторитетом пользуются в России Чубайс с Гайдаром. У нас-то каждому понятно — раз они в чем-то искренне убеждены, значит, так оно и было. И не о чем больше говорить.
Если кто-то из уважаемых читателей уловил некую иронию в предыдущей фразе, то сделал он это совершенно напрасно – я действительно с большим уважением отношусь к точке зрения Егора Тимуровича Гайдара по любому вопросу. И у меня нет никаких сомнений в том, что он действительно винит в своем отравлении Бориса Березовского. Основываясь на этой уверенности, позволю себе следующее предположение: очевидно, Егор Тимурович видел, как Борис Березовский подсыпал ему что-то в чай. А не говорит он об этом вслух, поскольку видел это только он один и подтвердить свои слова никак не может.
Потому что я не могу себе представить, что человек с высочайшим уровнем правого сознания, коим, несомненно, обладает Гайдар, может публично высказывать столь тяжкие обвинения в адрес другого человека, опираясь исключительно на свои предположения и догадки, какими бы вескими они ему ни казались. Кстати, о догадках.
Для начала согласимся с тезисом о том, что Гайдар был отравлен. Хотя ни один из врачей хоть в Ирландии, хоть в России ни разу даже не упомянул об этой версии, а уголовное дело по факту покушения на убийство не было возбуждено ни там, ни тут. Ну, да, ладно – отравлен, так отравлен. Теперь примем точку зрения Анатолия Чубайса, что все три громких дела инициированы одним криминальным центром. Наверное, Чубайс знает, о чем говорит, поэтому свои некомпетентные сомнения по этому поводу оставим при себе.
Но почему же именно Березовский? Вынесем за скобки моральный аспект проблемы, остановимся на технических деталях. Предположим, что Березовский заказал Политковскую и Гайдара. Предположим оба заказа были выполнены – один зловещий план увенчался успехом, второй – только на половину. А как быть с полонием? То есть все эти кагэбешные миллионеры, несколько недель катавшиеся по Европе с карманами, набитыми радиоактивной дрянью, сваренной где-то под Красноярском, тоже действовали по указке Бориса Абрамовича? Сколько же он заплатил этим не бедным людям, чьи состояния оцениваются в десятки миллионов долларов? Или он купил организацию на корню вместе с Патрушевым, всеми его замами, главками, ветеранскими организациями?
Знаете, при всем моем критическом отношении к действующей власти, я не готов принять такую версию. Не готов, даже, если в ближайшее время мы услышим от основных фигурантов дела Александра Литвиненко (а, похоже, все к тому идет), что главным вдохновителем и организатором их побед был именно Борис Березовский. Потому что, согласившись с такой версией, мы вынуждены будем признать, что Россией по-прежнему управляет Березовский, который хозяйничает здесь, как хочет. Хочет — убивает журналистов, хочет — отцеживает полоний из реактора, хочет — рекрутирует сотрудников спецслужб. Однако Гайдар с Чубайсом пытаются убедить нас, что дела обстоят именно так. Их версия кажется бредовой? Конечно, бредовой, если не быть уверенным в том, что Гайдара действительно отравил Березовский, и что все эти дела связаны между собой.
Именно поэтому я призываю Егора Тимуровича как можно быстрее признаться, что он своими глазами видел, как Березовский ему что-то подсыпал в чай. И лично я поверю Гайдару сразу и безоговорочно. И мне не нужно будет больше никаких доказательств.
Но пока он этого не сделал, меня будут терзать разного рода сомнения и предположения, о которых я даже не хочу говорить вслух. А мой опыт общения с Березовским только их усугубляет – я обедал с Борисом Абрамовичем несколько раз и пока чувствую себя нормально. Тьфу-тьфу-тьфу.