Российские школьники скидываются на билет в космос для Билла Гейтса
21 апреля 2007 г. на Землю вернулся пятый космический турист – американский миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симони, один из основателей компании Microsoft (покинул компанию в 2002 году), руководивший разработкой продуктов MS Word и MS Excel.
Конец октября 2006 года
Узнав о намечающемся полете экс-сослуживца, равно как и о его готовности выложить на это удовольствие «чуть больше 20 миллионов долларов США», Билл Гейтс завистливо вздохнул, поскольку тоже мечтал о космосе и вывернул свои карманы. На билет явно не хватало...
Еще более противной была мысль о том, что на космос хватило и ловкому сопернику-юниксоиду Марку Шаттлворту, который не только стал в апреле 2002 года вторым космическим туристом, но по возвращении с орбиты подложил Microsoft огромную свинью, профинансировав выпуск высококлассной, дружелюбной к пользователю и совершенно бесплатной операционной системы Linux Ubuntu и KDE. Страны по всему миру одна за другой стали переходить на Linux, отказываясь от программного обеспечения Microsoft в школах, вузах, госучреждениях. Компания терпела убытки. Впрочем, ей удалось урезать затраты, прекратив поддержку 70 миллионов пользователей, ранее купивших лицензии на MS Windows 98/ME. Но близился выпуск провальной MS Vista, нанесший очередной удар по финансам. Надо было срочно найти новых лохов для поддержания доходов.
Ноябрь 2006 года
Мистер Гейтс непринужденно заезжает в Москву на сутки, где за этот краткий срок успевает обсудить «перспективы развития информационных технологий в России» с первым заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Медведевым (куратором нацпроекта «Образование»), а также переговорить с министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом и министром образования и науки Андреем Фурсенко.
19 апреля 2007 года
Господин Рейман представляет Минсвязи проект по установке лицензионного программного обеспечения (ПО) во всех школах страны (примерно 670 тысяч компьютеров) в рамках единой централизованной закупки на «уникально льготных условиях» — а именно: отказа от единовременной оплаты за используемое ПО в пользу ежегодного лицензионного платежа в размере 787 рублей в год на один компьютер. За это школы «между ежегодными платежами получат возможность бесплатно получать новые версии ПО и использовать лицензионное ПО без дополнительных платежей».
О возможности установить в школах высококачественное, полнофункциональное, свободно распространяемое и при том абсолютно бесплатное программное обеспечение господин Рейман либо не знает, либо настолько щедр, что хочет отдать средства российских школьников на поддержание прибылей международного монополиста и продвинуть его продукцию на российский рынок за счет системы отечественного образования и средств российских налогоплательщиков.
Немного посчитаем:
При наличии 670 тысяч компьютеров и ежегодном платеже по 787 рублей на каждый, набегает ежегодная сумма в 527 900 000 рублей, что эквивалентно 21 миллиону долларов, или, как вы правильно догадались, – стоимости одного полета для космического туриста.
Плюс еще «ложечка дегтя» и дополнительные бюджетные расходы:
Больше половины из 670 тысяч школьных компьютеров технически не потянут нового коммерческого пакета (особенно если будет закуплен Windows Vista), следовательно, от российских налогоплательщиков потребуются дополнительные расходы на замену компьютеров на более дорогие и продвинутые версии.
Более 3 миллионов дисков с дистрибутивами (по 5 дисков на каждый компьютер, поскольку компоненты коммерческого лицензионного пакета выпускаются на отдельных дисках) необходимо закупить, доставить и установить. Добавляем транспортные расходы и время на пересылку, не забываем о задержках с поставкой дисков.
Кстати, о выгодности предлагаемых Минсвязи коммерческих условий: для школ развивающихся стран компания Microsoft предлагает пакет своих программ всего за 3 доллара. И никакой абонентской платы. Но правительства этих стран почему-то отнюдь не приветствуют подобную «благотворительность». Наоборот, в школах и вузах Китая, Японии, Кубы, некоторых штатов Индии и США, Испании почему-то запрещают использование и изучение коммерческого программного обеспечения, в особенности Microsoft. На сайте премьер-министра Великобритании в данный момент также висит петиция о запрещении изучать в школах программы Microsoft.
Компании Microsoft было бы выгодно раздавать свое ПО в школы бесплатно и даже держать на зарплате не только учителей информатики, но и Министерство образования РФ за пропаганду своего продукта. Дети и учителя «подсядут» на продукты Microsoft, а это все равно что учить будущих врачей использовать лекарства только одной компании-производителя, запрещая даже пробовать другие.
Microsoft должен на руках носить пиратов, впаривающих российскому населению его товар, и молиться на страну, где нищие учителя за свой счет(!), совершенно бесплатно для компании (!), под видом уроков информатики пиарят его продукцию. Ведь даже в плане школьного урока информатики стоит не «изучение текстового редактора», а «изучение MS Word», не изучение электронных таблиц, а MS Excel. Программа единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике написана только для программного обеспечения Microsoft. Пора бы уже и Федеральной антимонопольной службе задуматься о законности использования при преподавании коммерческих продуктов одной только компании.
Однако, судя по всему, Мининформсвязи настолько увлеклось получением «выгодных» предложений от Билла Гейтса, что не торопится информировать учителей о возможности хоть сегодня скачать из интернета абсолютно бесплатный полнофункциональный пакет свободно распространяемого ПО с открытым кодом (например, различные дистрибутивы Linux и OpenOffice), специально разработанного для нужд образования, включающего в себя не только операционную систему, пакет офисных программ, графические приложения для обработки изображений, векторной графики и верстки, интернет-браузер и почтовую программу, но и программы для составления тестов и проверочных работ, тренажер печати слепым методом, а также пакеты развивающих игр для детей. Данный пакет сможет резво работать и на компьютерах-старичках с оперативкой в 128-256 Мб, которые в основном (будем честными) и стоят в российских школах. Для сравнения: MS Vista требует минимум 1 Гб.
Установка альтернативного бесплатного пакета проста и незатратна: в школы или районные департаменты образования по интернету посылается образ одного (!) диска и инструкция по установке, с него записывается необходимое количество копий. Один человек с одним диском способен установить этот пакет за один день в одной-двух школах.
Основные официально выдвигаемые версии, почему перейти на другое ПО сложно:
1. Учителя не готовы, им тяжело привыкать к новому интерфейсу.
Переучиваться и привыкать придется в любом случае, так как Microsoft тоже постоянно меняет интерфейс, расположение кнопок и пунктов меню. Поэтому что учить платный MS Office 2007, что гораздо более интуитивно понятный OpenOffice 2.2 — едино. Что касается образовательной программы по информатике и ЕГЭ, то несложно произвести в текстах следующую замену: «MS Windows» — «операционная система», MS Word – текстовый редактор, MS Excel – электронные таблицы.
2. Необходимо сначала решить проблему с получением лицензий на уже установленное в школах (считай, пиратское) программное обеспечение Microsoft.
Можно элегантно решить данную проблему путем нажатия пальцем кнопки «удалить».
Не лучше ли потратить 20 с лишним миллионов долларов в год на образование с большей пользой? Например, покупать каждый год по 5000 компьютеров, (при классе в 10 компьютеров — это оснащение 500 школ) или каждый год посылать в космос по российскому школьнику?
P.S. Написано в текстовом редакторе OpenOffice.org Writer 2.2.