КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЦерковные зигзаги Твери и Чукотки

Епископ Анадырский и Чукотский Диомид и епископ Дмитровский Александр во время встречи мощей Елизаветы и Варвары в Анадыре.

Похоже, выступление епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Дзюбана) останется без всяких последствий. Руководство РПЦ решило спустить дело на тормозах. И это кроме прочего означает, что Московский патриархат продолжает сползать в болото фундаментализма.

Напомним, что два с лишним месяца назад «духовный начальник Чукотки» предпринял демарш и разразился посланием. В послании наряду со здравыми требованиями созыва Поместного собора, отказа от авторитарных методов управления и бесконечного подыгрывания власти, содержится немало сомнительных идей. Диомид требует прекратить экуменическую деятельность. Он заявляет, что у православия нет ни общих нравственных ценностей, ни даже общего Бога с мусульманами, иудеями и католиками. Епископ осуждает участие церкви в межрелигиозном саммите «большой восьмерки». «Большая восьмерка» является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, то есть антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно», — пишет Диомид. Епископ вновь поднимает вопрос об ИНН. По его мнению, преступным для РПЦ стало «оправдание и благословение персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога».

Письмо заканчивается патетически: «Мы просим и умоляем пред лицом всей Церкви Христовой архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, причастных тем или иным образом к перечисленным выше отступлениям от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения, обратиться от пути отступления и принести плоды достойные покаяния».

«Обращение» вызвало в среде православной общественности острую полемику, у епископа оказалось немало сторонников даже среди архиереев. Но главные церковные менеджеры объявили его «яко небывшим» и громко заявили, что «чукотское послание» не послание вовсе, а всего лишь предисловие Диомида к книге «Страха не боимся» (епископ, впрочем, и сам этим оправдывался). И не предприняли никаких действий.

Почему не предприняли – в общем-то, понятно: высокому руководству не хочется внутрицерковной смуты накануне объединения РПЦ и РПЦЗ. Однако такая линия поведения, на мой взгляд, идет на пользу фундаменталистам, поощряет их амбициозные планы. Думается, стремление связать все происходящее с грядущим объединением РПЦ и РПЦЗ, «привязав» каким-то образом фундаментализм к той или иной ветви Русской церкви, выглядит искусственным. На самом деле каждая из них жива и многообразна.

Фундаментализм же явление иного порядка. Он абсолютно нечувствителен к тонкой границе «открытость – закрытость», ко всем вопросам, связанным с живым хранением традиции в меняющемся мире. В своих цивилизационных мечтаниях он стремится выстроить китайскую стену, отгородить Восток от Запада. Всегда и во всем он действует жестко, в рамках устоявшихся идеологем и мифов. Глубина веры, из которой рождается тот или иной императив, его не интересует. Поэтому нельзя смешивать фундаментализм с консерватизмом, всегда знающим иерархию ценностей и глубину.

Идеология фундаментализма не имеет ничего общего с богословскими глубинами той веры, на которой он паразитирует; она примитивна, как выеденное яйцо: кто не с нами, тот против нас, если враг не сдается, его уничтожают. Враги же, как известно, делятся на внешних и внутренних.
С внутренними «врагами» фундаменталисты расправляются с особым ожесточением. Один из последних примеров — события в Твери, где архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) устроил настоящую охоту на ведьм. В качестве мишени выбраны так называемые кочетковцы — духовные чада известного московского миссионера о. Георгия Кочеткова. В регионе они ведут активную миссионерскую работу: устраивают презентации книг (например, «Дневников» прот. Александра Шмемана), организуют выставки, приглашают разных знаменитостей (главу издательства ИМКА-Пресс Никиту Струве, историка церкви Дмитрия Поспеловского и т.д.). И это очень мешает местным «миссионерам по должности» и оказавшемуся под их влиянием правящему архиерею, недовольство которого вылилось в запрет «кочетковцам» причащаться.

rtour.ru / Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин  и Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор
Множество клириков и мирян выражают возмущение и недоумение происходящим, но конфликт пока так и не преодолен. Таким образом, тверской епископ продолжает открыто выступать против решений патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Ведь, как ни крути, в Москве «кочетковцев» допускают к чаше. И в Великий пост, и на Пасху из Твери в московские храмы приезжали автобусы с тверскими верующими – сотни человек. Такой вот любопытный факт. Подобных примеров деяний фундаменталистов немало. Псков, Калуга, Новосибирск, Екатеринбург…
И все-таки, вопреки желанию «ревнителей», Церковь пока не удается растащить по партиям и идейным группировкам. Но, к сожалению, такая опасность существует, и с каждым годом она становится все более и более реальной.

В Русской православной церкви за последнее десятилетие совершенно маргинализовалось, грубо говоря, «либеральное» крыло в ущерб «консервативному», исчезла система сдерживания и противовесов. У реформаторов даже нет своего епископа, который бы как-то «курировал» их и защищал. В то время как епископов с фундаменталистскими взглядами немало. И это связано с кадровой политикой, проводимой в последнее десятилетие. Новые епископы рекрутируются из выпускников реакционной Московской духовной академии. Слывшие же в советские годы «оплотом церковного либерализма» питерские духовные школы фактически разгромлены. Усилиями нового ректора архиепископа Тихвинского Константина они превращены в подобие бурсы, жизнь которой так хорошо описал в своих очерках Помяловский.

Создается такое впечатление, что постепенно церковный центр утрачивает контроль над епархиями, и региональное церковное руководство начинает по-своему переформатировать церковную жизнь. Противостоять этому процессу могли бы здоровые церковные силы – приходские общины и братства, — которых немало. Но сегодня они совершенно бесправны. Даже в Москве за последние годы вопреки всем каноническим нормам разогнано больше десятка евхаристических общин, голос мирян в принятии важных решений практически не учитывается. Поместный собор, если его собрать немедленно, большевистскими темпами, скорее всего усилит позиции фундаменталистов, ведь они сегодня занимают многие командные должности и, несомненно, воспользуются возможностью выбрать «кого следует».
Поэтому важно не торопиться с ним и запустить механизмы приходской демократии, внести соответствующие изменения в Устав, словом, соборность и подготовка к Поместному собору должны занять в общецерковной повестке дня первое место. Иначе РПЦ рискует очень быстро превратиться в большую тоталитарную секту.
Обсудить "Церковные зигзаги Твери и Чукотки" на форуме
Версия для печати