КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииИрак, конечно, не Чечня…

31 ЯНВАРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
Newsru.com/AFP
Последние пару дней отечественное телевидение что ни час сообщает нам правильные вещи. Про Ирак. Про выборы. И про то, какие сомнительные оценки выдают зарубежные политики.

Взрывы у избирательных участков — двадцать шесть штук за день. Несмотря на то, что три дня было запрещено движение транспорта. И всё равно объявлена немыслимая явка избирателей. Сомнение берёт общественность — особенно нас, с нашим-то опытом. На самом деле ведь провал, да? Мы-то знаем... И окончательным подтверждением этого знания стало падение британского транспортного самолета «Геркулес». Вроде сам упал, но нам-то понятно...

В воскресенье вечером Высший комиссариат по проведению выборов сообщил о 72 процентах явки, но утром в понедельник говорили уже о 60 процентах. Но даже это число вызвало недоумение. Так, из второй по численности суннитской общины проголосовали лишь 6 процентов, а в четыре поселка вообще не завезли бюллетени. Правда, в Курдистане, наоборот, явка запредельная, и неудивительно: тут самостийно внесли в бюллетени вопрос о независимости. В общем, как сообщили нам по каналу РТР, под будущее Ирака заложена мина замедленного действия и не исключена гражданская война...

Оценки из-за рубежа тоже разные. Буш: «Голос свободы из сердца Ближнего Востока». Блэр зашел с другой стороны: «Удар в сердце международного терроризма». Кофи Аннан сдержан: выборы — «начало переходного периода, и настанет тот день, когда иракцы смогут влиять на свою судьбу...». А Турция вообще сомневается: не все-де были внесены в списки избирателей, а только те, у кого есть карточки. И — в завершение «иракского» блока — про «Геркулес», что версия теракта не исключается...

Выборы, конечно, «торжество демократии», но ведь как-то не принято проводить выборы, референдумы и все прочее в условиях войны, пусть гражданской, и чрезвычайного положения, даже необъявленного. Невозможна свободная агитация, небезопасно для кандидатов, стремно для избирателей. Россиянам последнее особенно очевидно — лет пять-шесть назад нас как раз и пугали: вот сделает супостат какую-нибудь гадость, спровоцирует нас на введение ЧП. И — прощай, выборы, адье, так сказать, демократия... Нас тогда от этого спасли — в той же Чечне, например, никакое чрезвычайное положение вводить не стали, и выборы прошли — заглядение... Голосуют как миленькие, начиная с весны 2000-го.

Но ведь у нас — всё иначе. Чечня не Ирак. Хотя как сказать... По территории и по населению — раз в 25-30 меньше. А в остальном? В Ираке общая численность сил коалиции — 173 тысячи. В Чечне войск вдвое, даже втрое меньше. Численность погибших мирных иракцев, по самым смелым оценкам, — сто тысяч. В Чечне же наиболее осторожные оценки числа убитых мирных жителей — от 10 до 20 тысяч за вторую войну и до 70 тысяч за две войны.

Вроде у нас спокойнее. Но чтобы сопоставлять, нужно «поделить» Ирак — или «умножить» Чечню. Получается, лучше не сравнивать.

В Ираке — Абу-Грейб, издевательства, унижение, пытки. Про Чечню в телевизоре таких слов не говорят, но все знают, что есть Ханкала, куда людей доставляют на вертолётах, а потом — Бог весть. Число пропавших безвозвратно достоверно неизвестно, официальные оценки — 2000 за последние пять лет, 2500 за последние четыре года, 2300 за последние три года или 2800 за первые три года «второй войны».

Взрывы, диверсии, теракты не прекращаются на время выборов. Правда, работа «эскадронов смерти» затихает — чтобы фон не портить. Еще действует приказ «стоп-колеса», когда не только в городе, во всей республике не проехать. Избирательные участки, превращенные во взводные опорные пункты. Или численность населения, неожиданно возросшая к выборам на несколько сот тысяч. И — наоборот — поток людей, выезжающих из республики накануне дня голосования. От греха подальше...

Правда, обо всем об этом нам канал РТР не говорил.
Может, и об Ираке мы еще не все знаем?
Например, как по маршруту журналистского тура от участка к участку возили на автобусах одну и ту же группу избирателей из числа сотрудников местных министерств, а с ними ансамбль народного танца?
Или о том, как проголосовала 101-я воздушно-штурмовая дивизия американской армии? Неужели были упущения? Вот с нашей 42-й в Чечне проблем вроде не было...

Вспоминается к случаю ленинская комната в одной маленькой, но гордой части. Вошли в Западную Украину — проголосовали, как надо. Вошли в Северную Буковину — вновь проголосовали. Маленькая прибалтийская республика — и тут все о`кей, добровольно, значит, присоединились... А ведь идея, да? Организовать такой кочующий электорат и обеспечивать его силами правильное голосование по субъектам Федерации?

Нет, похоже, всей правды об иракских выборах мы пока еще не знаем. Зато теперь мы доподлинно знаем, что такое «русский», пардон, «двойной стандарт».

Автор — член правления общества «Мемориал»
Версия для печати