Пресс-служба Родине
Стремительность событий, происходящих на медийном рынке, поражает масштабами и очевидностью задач, ради которых перемены и затеваются. Не успела еще заинтересованная часть страны оправиться от вести о создании телеканала для внешней пропаганды «Russia Tuday» c казенным бюджетом в 30 миллионов долларов, как появилось новое сообщение про то же. На минувшей неделе было объявлено, что на базе «Вестей» Российского телевидения планируется создать круглосуточный информационный канал. Такой русский CNN, который будет круглые сутки держать нас в курсе событий. А поскольку производство новостей для любой компании – дело очень дорогое и может существовать только рядом с сериалами и аншлагами, то в данном случае чистые новости – чистые убытки.
Канал будет существовать на бюджетные деньги, а, значит, и служить будет тем, кто выписывает чеки. То есть власти. В принципе неплохо и даже правильно: кто платит, тот и заказывает. Но не слишком ли густой замес? Три имеющихся федеральных телеканала (Первый, «Россия», НТВ) и подтягиваемое к ним Ren-TV. Анатолий Чубайс, чье РАО ЕЭС через свои структуры контролирует эту телекомпанию, должен продать Ren-TV как непрофильный актив. По одной версии – банковской группе «Еврофинанс-Моснарбанк», по другой – Газпрому.
Если верна вторая версия, то ситуация выглядит очень забавной. РАО ЕЭС продает телевидение как непрофильный актив Газпрому. Еще немного и для Газпрома трансляция телесериалов и добыча информации станет более профильным делом, чем добыча газа. Телекомпания НТВ и НТВ+, газеты «Труд», «Трибуна» у Газпрома уже давно. Недавно к ним прибавились «Известия». Если туда же добавится еще и Ren-TV, а по пути будет подобрана проданная Березовским «Независимая газета», то в заместители к Миллеру надо будет звать Руперта Мердока. Или в сопредседатели Совета директоров.
Дело даже не в том, что вся эта сконцентрированная в руках государства телемощь и газетная поросль будет питаться на деньги налогоплательщиков. Главная проблема состоит в том, что все эти многочисленные каналы и страницы будут об одном и том же. И рассказывать, и молчать будут об одном и том же. И на первых полосах, и в новостях между сериалами, и на круглосуточном новостном канале, и на зарубеж на русском и английском языках. Такая глобальная всемирная пресс-служба Кремля. Авторам этой концепции надо бы вручить медаль «За верную пресс-службу Родине».
Зачем демократической стране так тратиться на пропаганду? Ясен пень: чтобы рассказывать о завоеваниях демократии в нашей стране всему миру и каждому конкретному гражданину. Чтобы сомнений ни у кого не оставалось.
Американская демократия почему вызывает у всех недоверие и критику? Потому что Белый дом не обзавелся ни одним телеканалом и не прикупил «Нью-Йорк Таймс» через какое-нибудь государственное агентство типа НАСА.
Враги друзей руководства страны
Интересный политический сюжет возник на прошлой неделе вокруг борьбы за право проведения Олимпиады-2012. Москва, как ни печально это сознавать, остается признанным аутсайдером. При этом московские власти, жаждущие больших денег на олимпиаду, очень расстроены тем, что не все в нашей стране исполнены энтузиазма по этому поводу. А некоторые, как вдруг выяснилось, опускаются до того, что пытаются отговорить правительство и президента от поддержки (читай – субсидирования) олимпийских притязаний Москвы. Очень любопытную технологию использовало московское начальство, чтобы повлиять на настроения начальства федерального.
Юрий Лужков заявил, что против проведения Олимпиады в Москве выступают враги Путина. Он даже написал об этом в "Известиях". По мнению московского мэра, специально развернутая кампания против Москвы как города-кандидата на право проведения Олимпиады-2012 имеет целью повлиять на руководство страны. То есть отговорить Владимира Путина от поддержки Москвы. А за этой целью стоит другая. Если бы Москва победила в этой гонке, то, по мнению Лужкова, ее трудно было бы втянуть в зону "цветных революций".
Вот, оказывается, для чего московские власти претендуют на игры. Так они хотят спасти страну от потрясений.
Похоже, теперь этой отмычкой – разговорами об «оранжевых» угрозах и заразах – будут пользоваться все чаще. И если в прежние времена для того, чтобы замочить оппонента или конкурента, достаточно было убедительно обвинить его в антисоветчине, то теперь в ход идут «оранжевые дела». Под борьбу с ними будут проводить олимпиады и концерты, создавать народные дружины и политические партии, открывать телеканалы и рестораны, застраивать дорогие кварталы, выселять соседей, получать оборонные заказы и так далее, и тому подобное.
Чиновный и деловой люд ясно почувствовал, что власть всерьез опасается оранжевого. А коли так, то на этом можно неплохо заработать: денег, должностей, привилегий, да мало ли чего…
Сталинская натура
В грузинской и российской прессе появились сообщения о том, что кто-то из российских инвесторов намерен приобрести дачу Сталина на Холодной речке под Гаграми http://www.newsru.com/fin nce/24jun2005/dacha.html. Абхазские парламентарии уже давно, хоть и неофициально, называют имя этого инвестора – Олег Дерипаска. Понятно, что ни для отдыха, ни для бизнеса Дерипаске эта дача не нужна. Она явно не стоит 10 миллионов долларов (такую цену называет грузинский телеканал Rustavi2). Такие вложения окупить очень сложно, даже если сдавать сталинскую спальню по 1000 долларов за ночь. А отдыхать Дерипаска поедет скорее во Францию, чем в Абхазию.
Единственное разумное объяснение желания обзавестись этой собственностью – понты и мода на Сталина. Он, с его помпезной и мрачной даже в дачном исполнении архитектурой, снова становится популярным в разного рода элитах. Такой политический Фаберже. И каждая его дача, вообще каждый сохранившийся объект – как очередное яйцо.
Надо сказать, что этой нетронутой сталинской натуры – хоть сегодня же бери и снимай кино – сохранилось довольно много, и не только в Грузии. В доме отдыха «Валдай» (принадлежит Управлению делами администрации президента), расположенном у живописнейших озер как раз посредине между Москвой и Питером, тоже есть дача Сталина с оригинальной, специально для него заказанной и изготовленной мебелью и биллиардным столом.
Валдайская дача, кстати, покруче гагринской будет и по размерам, и по начинке. Построенная в тридцатых годах, она настолько сталинская, насколько это себе только можно представить. Ее бережно поддерживают, ничего практически не меняя, включая биллиардный стол с расширенными специально для Сталина лузами.
Вот это, собственно, и напрягает: обилие и хорошая сохранность сталинской натуры. И экономически неоправданно растущий на нее спрос.