У каждого свой терроризм
У них снова получилось. Террористическая атака против Лондона оказалась успешной. Взрывы в метро и автобусах. Больше полсотни погибших, тысяча раненых. Мировая столица, которая накануне ликовала, заполучив Олимпиаду-2012, на следующий день истекала кровью невинных людей. Дата 7 июля может стать столь же знаковой, как и 11 сентября.
Потому что, как ни крути, она свидетельствует о том, что длящаяся последние четыре года всемирная борьба с терроризмом, которая обернулась крупными кампаниями – в Афганистане, Чечне и Ираке, – совсем не привела к уменьшению террористической активности. Скорее наоборот, ведь на этой неделе взрывы гремели не только в Лондоне, но и в Махачкале. Все человечество воюет с терроризмом, а его масштабы только растут.
Одна из проблем здесь, как мне представляется, заключается в том, что мировое единство в противостоянии этому злу – не более чем видимость. Да, все заявляют о намерении бороться с терроризмом. Проблема лишь в том, что каждый готов бороться против своих собственный противников. И минувшая неделя это ясно показала.
Американцы сделали свое дело, американцы могут уйти
Первой сенсацией минувшей недели стала встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Первоначально объединение государств, подписавших соглашение о мерах военного доверия в районе бывшей китайско-советской границы, выросло в крупную региональную организацию, куда помимо КНР, России, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в качестве наблюдателей входят Монголия, Индия и Пакистан. Своей важнейшей целью эта организация декларирует поддержание стабильности и безопасности в регионе. В декларации, принятой на прошедшем саммите, прямо сказано: «Государства-члены ШОС будут пресекать на своих территориях попытки подготовки и осуществления актов терроризма, в том числе направленных против интересов других государств». Казалось бы, все в порядке. Только вот в ходе заседания ШОС стало очевидно, что главную угрозу безопасности и стабильности члены организации видят в экспорте «цветных революций». И как раз в их потенциальных сторонниках предпочитают видеть террористов. Далеко не случайно в декларации появился пассаж, обращенный к западным участникам антитеррористической коалиции: «Страны ШОС, учитывая завершение активной фазы антитеррористической операции в Афганистане, считают необходимым, чтобы США и НАТО определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территории стран-членов ШОС». Здесь прорвалось раздражение позицией западных государств, никак не желавших считать расстрел мирных жителей в Андижане антитеррористической операцией и требовавших международного расследования. А вот Москва, мгновенно согласившаяся с каримовской трактовкой андижанской резни, заметно укрепила свое влияние в Центральной Азии. Только к борьбе с международным терроризмом это не имеет никакого отношения.
Как «цивилизовать» миллионы
Свой враг и у Владимира Путина, который начал вторую чеченскую войну, убедив сначала россиян, а потом, после 11 сентября 2001 года, и лидеров мировых держав в ее антитеррористическом характере. Москва старательно делает вид, что источником чеченского терроризма является некий международный заговор. При этом даже в день лондонской трагедии российский президент напомнил про «двойные стандарты», в применении которых Кремль упрекает своих западных партнеров: мол, сами террористов давят, а «наших» в своих столицах укрывают. Министр финансов Кудрин тут же попенял британцам за излишнюю «демократичность» при решении вопросов о выдаче террористов России. Да и Вашингтон, стоящий во главе антитеррористической коалиции, не без греха. Вторжение в Ирак объясняли не только наличием у Саддама ядерного оружия, но и его связями с террористами — теперь же очевидно, что ни того, ни другого не было.
На самом деле те, кто атаковал Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября, взорвал пригородные поезда в Мадриде и лондонскую подземку, решительно отличаются от «обычных» сепаратистов, которые тоже могут прибегать к террористическим действиям. Очевидно, что источником международного терроризма является так называемый Большой Ближний Восток, огромный регион, который простирается от Алжира до Средней Азии. Очевидно, что миллионы людей, его населяющих, оказались не способны адекватно воспринимать происходящие в мире процессы, прежде всего глобализацию. Эти миллионы искренне полагают, что современный мир враждебен им, несет в себе угрозу традиционным мусульманским ценностям. Среди этих миллионов находятся сотни тех, кто готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы защитить ислам от несуществующего в действительности врага. Нанося свои чудовищные по жестокости удары, они не пытаются достичь какого-то конкретного военного или политического результата. Они, по сути, требуют, чтобы изменилась современная цивилизация.
При этом поведение США в Ираке или России на Северном Кавказе только на руку международному терроризму, так как вовлекает в боевые действия все новые и новые регионы. Заявления о том, что в Чечне и Ираке террористам была навязана война на их территории, не оправдались. «Победы российского оружия» в Чечне обернулись кровавой террористической вакханалией в Дагестане и Ингушетии, а «успехи» в Ираке – взрывами в Мадриде и Лондоне. Видимо, священная борьба с терроризмом требует иных способов, нежели только использование военной силы.
Необходимо честно признать, что такой терроризм – угроза, которая будет сохраняться очень долго. Справиться с ним можно, только «цивилизовав» Большой Ближний Восток. При этом иракский вариант не подходит. Человечеству нужно придумать пути ненасильственного просвещения миллионов людей. Иного выхода просто нет.