Как оборонить Россию
Отдадим должное неутомимому Владимиру Вольфовичу, самому талантливому и злому шуту из числа тех, кто претендует на эту должность при дворе президента Путина. Стоило главе российского государства при обсуждении проблемы птичьего гриппа попросить своих министров «подумать над тем, что нас может ожидать в ближайшее время в связи с весной и перелетом птиц», как Жириновский тут же передразнил президента и довел идею до абсурда. Глава ЛДПР потребовал направить на борьбу с сезонной миграцией пернатых Вооруженные силы. Войска химзащиты следует обязать птиц травить, а сухопутные - вести отстрел.
Хвастливая доктрина
По забавному совпадению одновременно с Жириновским свои взгляды на то, как использовать армию, от каких угроз она должна оборонять страну, высказал человек, в высшей степени серьезный и, главное, облеченный высоким доверием. На днях вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов высказал на страницах американской газеты Wall Street Journal идеи, вполне сопоставимые по интеллектуальной мощи с предложением бороться с птичьим гриппом при помощью гаубичной артиллерии. Сообщив, что масштабы использования военной силы в современном мире нарастают (заключение, требующее по меньшей мере доказательств), Иванов связал это с новыми угрозами безопасности России. Главными из них он назвал «вмешательство иностранных государств во внутренние дела России – либо прямое, либо через поддерживаемые ими структуры – и попытки некоторых государств, коалиций и экстремистских террористических организаций расширить или получить доступ к оружию массового уничтожения», а также возможность насильственных выступлений против конституционного строя в постсоветских государствах.
Министр, впрочем, оговаривается – прямых военных угроз пока что нет. А есть «стратегическая неопределенность», то есть, по Иванову, некие процессы, которые потенциально могут «представлять прямую угрозу безопасности России или изменить геополитическую реальность в регионе российских стратегических интересов. Нашей главной заботой является внутренняя ситуация в некоторых странах, входящих в Содружество Независимых Государств – клуб республик бывшего СССР, – и прилегающих к ним регионах».
Глава российского военного ведомства, кажется, сам не заметил, как совершил политологическое открытие. В американской политике извечно борются две школы мысли. Интервенционистская, утверждающая, что США несут особую ответственность за состояние дел во всем мире и посему должны вмешиваться в происходящее всякий раз, когда видят угрозу миру и демократии. А вторая – изоляционистская, призывающая сконцентрироваться исключительно на внутренних делах. Иванов легко поженил обе концепции. Когда он говорит об угрозе вмешательства во внутренние дела России через некие «структуры», он, разумеется, чистый изоляционист. Но как только речь заходит об СНГ – это уже интервенционист, отстаивающий право России вмешиваться в дела государств, находящихся в «регионе российских стратегических интересов». То есть Иванов настаивает на том, что Москва обладает особыми правами на постсоветском пространстве. И речь в данном случае идет даже не о возможности осуществлять политическое или экономическое давление, а о праве на превентивное использование военной силы!
В этой связи особенно любопытно выглядят те приоритеты, которые министр обороны выделяет в строительстве вооруженных сил. Во-первых, это развитие ядерных сил – развертывание новейших наземных ядерных ракет «Тополь-М», подводных ракетоносцев класса «Борей», оснащенных новыми морскими ракетами «Булава». Очевидно, что именно с помощью такого оружия Сергей Иванов намерен противостоять вмешательству неких «структур» во внутренние дела России, а также обеспечить Кремль свободой рук, в случае если он захочет «навести порядок» на постсоветском пространстве. Сегодня, скорее всего, найдется немного желающих читать нотации обладателю нескольких тысяч ядерных боеголовок.
Вторым приоритетом глава военного ведомства назвал создание «подразделений быстрого реагирования», укомплектованных профессионалами, очевидно, для того, чтобы быстро наводить порядок в той стране СНГ, где населению надоест «управляемая демократия».
Впрочем, следует признать, что в ближней и средней перспективе Россия, скорее всего, будет воздерживаться от силовых акций. По крайней мере, Кремль в 2002-м, вопреки предложениям, исходившим от российского Генштаба, отказался от «превентивной» операции в Панкисском ущелье в Грузии, а в 2005-м не рискнул вмешиваться в события в Киргизии. Причина проста – это реальная слабость российской армии. Вопреки хвастовству Иванова уровень боеготовности остается на чрезвычайно низком уровне. Только что около тысячи российских военных в Дагестане пытались с помощью вертолетов и тяжелой артиллерии уничтожить десяток боевиков. В результате боевики смогли уйти.
В своей статье министр подробно расписывает, что авиационный компонент станет решающим для достижения победы в будущей войне. Однако член комитета по обороне Государственной думы Николай Безбородов заявил на днях, что «до 90 процентов боевых самолетов и вертолетов в России эксплуатируется за счет продления их ресурсов». По его словам, «износ авиационной техники сейчас составляет более 57 процентов. Более 55 процентов эксплуатируется более 15 лет». По словам высокопоставленных офицеров, в ВВС не удается сформировать части постоянной готовности, потому что их невозможно обеспечить необходимым количеством исправной и современной военной техники.
Таким образом, современная военная доктрина России похожа на смесь застарелых имперских комплексов и амбиций с ничем не подкрепленным хвастовством. Опасная смесь.
Иранский тупик
Между тем, нашей стране угрожают и реальные опасности. На этой же неделе кризис, связанный с попытками Ирана начать обогащение урана, вошел в новую стадию. Власти Тегерана демонстративно сорвали пломбы с ядерных объектов. Государства Евросоюза заявили о том, что не видят смысла в дальнейших переговорах и готовы передать дело на рассмотрение Совета безопасности ООН. На этом же настаивает и Вашингтон. Неожиданно и министр иностранных дел Сергей Лавров дал понять, что Тегеран «достал» и Москву и не исключил возможности разбирательства в Совбезе. Но ведь совсем недавно Россия выступала как главный защитник Ирана, строила в этой стране атомную АЭС. Более того, как раз Сергей Иванов выступал в качестве одного из главных адвокатов продажи Ирану современных комплексов ПВО. Не эти ли действия породили у Тегерана чувство безнаказанности? А теперь вдруг Сергей Лавров неожиданно обнаружил, что Иран, страна с ядерными амбициями, обладает еще и ракетами большой дальности. И Сергей Иванов явно не знает, как ответить на эту вполне реальную угрозу.