Первый среди главных
Черчилль сравнивал политическую борьбу в СССР со схваткой бульдогов под ковром: «Сначала некое непонятное шевеление – а потом труп проигравшего выбрасывают на поверхность». Похоже, под кремлевскими коврами началось это самое шевеление. Свидетельством тому – подписание Владимиром Путиным указа «О мерах по противодействию терроризму».
Отметим сразу, собственно к антитеррористической деятельности этот документ имеет лишь косвенное отношение. С террористами борются, внедряя агентов в их организации и предупреждая таким образом акты террора. С террористами борются, проводя разумную социальную политику и лишая их поддержки местного населения. Все это сложная, а иногда и смертельно опасная работа.
Что до путинского указа, то он совсем про другое: он фиксирует новую расстановку сил среди столпов режима – глав силовых ведомств. Первым среди главных оказывается директор ФСБ Николай Патрушев. Он, согласно указу, возглавит Национальный антитеррористический комитет (НАК), куда в роли патрушевских подчиненных войдут главы нескольких силовых министерств и ведомств – МВД, МЧС, СВР, ФСО и т.д. Показательно, что среди них нет министра обороны Сергея Иванова, а Вооруженные силы представлены начальником Генерального штаба. Еще недавно военное ведомство добивалось подчинения себе войск всех силовых структур, многие предполагали, что это произойдет с выдвижением Сергея Иванова на должность вице-премьера.(Фото: newizv.ru)
И вот теперь действительно появился человек, которому при определенных обстоятельствах начинают подчиняться все силовые ведомства. Но им оказался не Иванов, а Патрушев. Точно так же при объявлении террористической угрозы контроль над всеми частями и соединениями, дислоцированными в субъекте федерации, переходит к начальнику антитеррористического штаба, которым является начальник управления ФСБ.
Такой порядок был прописан в проекте закона «О борьбе с терроризмом», появившемся больше года назад. Однако там фигурировал некий непоименованный антитеррористический «орган», ФСБ прямо названо не было. Проект закона привел силовиков в немалое волнение – власть взяла курс на создание спецслужбы с невиданными полномочиями. Мало того, что при объявлении «террористической угрозы» она должна взять на себя все управление в субъекте Федерации. По сути, именно ее прерогатива — рекомендовать губернатору ввести соответствующее положение. Было ясно, что руководитель такого «органа» концентрирует в своих руках огромную власть.
Страсти среди силовиков закипели столь нешуточные, что даже стали достоянием гласности (что в путинские времена – явление редчайшее). Именно тогда произошла публичная свара между Патрушевым и главой Госнаркоконтроля Виктором Черкесовым. На ожесточенную подковерную борьбу указывает и то, что законопроект до сих пор болтается в Думе, которая обычно без тени сомнения штампует все, что поступает из Кремля.
Так и не дождавшись, пока соратники согласуют интересы, Путин образовал НАК и штаб при нем. Центральный аппарат ФСБ увеличится аж на 300 должностей, что соответствует численности целого департамента. При НАКе будет действовать специальный аналитический центр. А вот судьба созданных в середине 2004 года в кавказских республиках групп оперативного управления, возглавляемых офицерами МВД, неизвестна. Еще недавно утверждалось, что эти группы начали наконец эффективно работать, благодаря чему, собственно, и удалось отразить попытку захватить Нальчик. Теперь же эти группы, судя по всему, расформируют. Уже налаженное взаимодействие под руководством МВД будут «переналаживать» под ФСБ.
Происходящее, скорее всего, можно объяснить начавшейся подготовкой к выборам. Путин, как известно, пришел к власти на антитеррористической волне. Не исключено, что в Кремле хотят ту же волну для его преемника. И НАК, дающий его руководителю огромную власть, прекрасно для этого подходит. Одним словом, началось шевеление. Следите за ковром.