Генплан и конец эпохи Лужкова
В сущности, в ситуации, сложившейся сегодня в Москве, нет ничего нового. Дни правления неутомимого Лужкова подходят к концу, и отсчет их ведут даже не федеральные правители, а возраст и неумолимое время. Уже в следующем году московскому властителю исполнится 75, и это значит, что нового срока уже не будет. И даже если ему удастся невозможное — еще раз усидеть в кресле мэра, то все равно всем ясно, что это уже ненадолго.
Очевидность скорого конца эпохи Лужкова вызывает не просто серьезное беспокойство, а панику среди его окружения. Все понимают, что никакого преемника у него нет. Федералы в начале 2000-х провели грамотную операцию по развалу московской группировки, назначив практически всех возможных преемников Ю.М. главами различных регионов. В результате в окружении московского мэра нет никого, кто даже теоретически способен наследовать его пост. А значит, скорая смена власти произойдет не в форме наследования, а в форме передела. И как только Юрий Михайлович «с почетом» покинет кабинет на Тверской, 13, начнется целый поток разоблачений, станут общественным достоянием чудовищные факты коррупции, откроются сотни уголовных дел на сегодняшних московских чиновников и приближенных бизнесменов, многие из них потеряют нажитую «на государственной службе» собственность, а некоторые вместе с ней и свободу.
Однако это все и неизбежно, но случится пусть и в недалеком, но все же будущем. А сегодня городские чиновники все еще имеют власть в городе, которую они пытаются использовать для обеспечения себе путей отступления.
Именно поэтому спешно, второпях, игнорируя федеральное законодательство и даже прямые требования Кремля (что уж тут говорить об общественном мнении), принимается «Генеральный план развития Москвы». Казалось бы, федералы дали время на принятие Генплана до конца 2011 года. Куда спешить? Но все понимают — осенью 2011 кончается срок полномочий Ю.М. Лужкова, а нового может и не быть.
Безусловно, федеральные власти ради тактической задачи, успеха «Единой России» позволили Лужкову не допустить до выборов ни одного из оппозиционных кандидатов. Поэтому абсолютно дрессированная и ручная Мосгордума пустилась во все тяжкие и сервильно проштамповала проект Генплана, не обращая никакого внимания на протесты москвичей и общественных организаций. Однако выигрыш в тактике часто приводит к поражению в стратегии, попробую это объяснить. Какие же функции выполняет новый Генплан? Почему он так срочно понадобился городским властям?
Для всех специалистов, анализировавших этот документ, очевидно, что сделан он на скорую руку и не только не решает основных стоящих перед Москвой проблем, но поддерживает все ошибочные решения. Попытка его реализации приведет к еще большему ухудшению транспортной ситуации, уничтожению остатков исторического центра, еще больше усугубит экологическую ситуацию. Предполагаемое переселение за МКАД 1.7 млн человек неизбежно приведет к обострению социальной ситуации. Создается четкое впечатление, что люди, готовившие Генплан, не собираются отвечать за его выполнение.
Тогда зачем с такими трудностями пытаться навязать городу этот документ? Не только же зависть славе Герострата движет московскими правителями.
Ответ достаточно прост. Проект Генплана несет две основные функции, которые к развитию города отношения не имеют.
Во-первых, Генплан легализует все строительные преступления московских властей, осуществленные за последние годы. То есть большинство строительных решений по сносу исторических кварталов, застройке центра, в том числе точечной, строительству подземных тоннелей и т.д. велось не на основании законодательства, а на основании ППМ (постановлений правительства Москвы). То есть вчера городские чиновники, выдавая очередное разрешение на снос дома 19-века, не думали о том, насколько это законно, а теперь, в преддверии смены городской власти, они понимают, что большинство этих разрешений незаконно и ведет прямиком в тюрьму. И им необходимо задним числом подвести «законные» основания под свои преступные действия. Именно поэтому в Генплане появляются в качестве «зон развития» территории, на которых уже проведено разрушение исторической застройки, именно поэтому в Генплане заложены все уже совершенные транспортные ошибки, к примеру, практика строительства торговых центров в местах транспортных развязок или многоквартирных домов без учета возможностей транспортной системы.
Второй целью является обеспечение условий для последнего коррупционного урожая московских властей (так называемый «дембельский аккорд» команды Лужкова). Принятие Генплана открывает возможности для тотальной распродажи Москвы под инвестиционные строительные проекты. Лоббисты Генплана долго и путано говорят про «зоны развития» и «зоны стабилизации». Однако надо четко понимать что «зоны стабилизации» — это просто пятна под строительство, которые в ближайшее время городские власти собираются продать.
А потом, после ухода Ю.М., его сегодняшнее окружение сбежит за границу (как это принято у проворовавшихся олигархов), оставив в наследство новому, назначенному федеральными властями мэру воз проблем. К примеру:
· острый социальный конфликт между москвичами, которые поймут, что их дома и привычный образ жизни находятся под реальной угрозой, и инвесторами, которые будут предъявлять вполне законные документы, оформленные еще при Лужкове;
· транспортную ситуацию, которая не только близка к коллапсу, но и способна погубить, к примеру, приоритетный президентский проект инновационного центра в Сколково. Ведь именно близость к столице и удобство транспортного сообщения стали причинами выбора Сколково центром инновационного развития. А какое транспортное сообщение с Москвой возможно, когда специалисты из Московской области не привлекались к разработке Генплана Москвы даже в качестве консультантов.
· разрушенный исторический центр столицы, который сегодня еще является цельным архитектурным комплексом (несмотря на значительные потери последних лет) и может быть лицом страны для приезжающих гостей и который в случае попытки реализации Генплана будет уничтожен. По данным организации «Архнадзор», в «зоны развития» попадает до 40% территории исторического центра. То есть будет уничтожено все, что еще сохранилось.
Федеральной власти надо решить, хочет ли она получить все эти и многие другие проблемы и разбираться потом с последствиями «прощания команды Лужкова» с Москвой или легче вмешаться в ситуацию сегодня. Если кремлевские власти «спасут Москву», они получат благодарность людей вне зависимости от их политических убеждений, такой шаг может повлиять на позицию москвичей гораздо лучше, чем различные пиар ходы и пропаганда по телевидению.
Ну а нам, жителям Москвы, и тем, кому не безразличен наш город, надо рассчитывать в первую очередь на свои силы. Надо преодолеть внутренние сомнения и понять, что мы способны своей волей и решимостью остановить процесс уничтожения Москвы. Если на улицы Москвы выйдут тысячи жителей, протестующих против политики городских властей, власти будут вынуждены пойти на уступки.