За флажки
Отличный разговор тут у нас завязался. Весьма, скажу я вам, содержательный. Про Эдуарда Лимонова. В разном контексте, по разным поводам об этом политике и литераторе посчитали необходимым высказаться два человека, очень близкие мне по мировосприятию и настройке внутреннего камертона – Дмитрий Орешкин и Виктор Шендерович. Первый сравнил его с Владимиром Путиным, второй – с Леонидом Радзиховским. (Невольно напрашиваются перекрестные аналогии, и возникает желание поговорить о том, что общего между Путиным и Радзиховским… Может, как-нибудь в следующий раз…) Так вот г-н Орешкин полагает, что отвественность за рост популярности и востребованности политического бренда под названием «Эдуард Лимонов» целиком и полностью лежит на Владимире Путине. (С чем я, несомненно, согласен.) Дескать, глупость и жадность властей привели к тому, что приличные люди вынуждены становиться под знамена тех, кто еще совсем недавно оглашал окрестности непотребным слоганом «Завершим реформы так – Сталин, Берия, ГУЛАГ!» По поводу чего в словах уважаемого комментатора сквозит нескрываемое раздражение. Комментатора можно понять – мерзейший слоган, вне всякого сомнения.
Виктор Шендерович рассматривает ситуацию с несколько иной стороны. Он, анализируя свое отношение к Лимонову и Радзиховскому, говорит о том, что по базовым параметрам ему ближе Радзиховский, который «точно знает, что нет ничего ценнее человеческой жизни и нет такой идеи, за которую следовало бы платить столь высокую цену», но в вопросе о свободном волеизъявлении граждан ему близка позиция Лимонова. Другими словами – за демократию боремся вместе, победили – разбежались. (И этот тезис я разделяю целиком и полностью.) Надо сказать, что о своем «временном союзе» с Лимоновым Шендерович говорит без раздражения, но все же с очевидным желанием определенные вешки вбить и собственную территорию строго обозначить. Вот тут они тесно смыкаются с Орешкиным, для которого в данном случае проблема самоидентификации стоит на первом месте. Другими словами – им обоим крайне важно объяснить уважаемой публике, почему они выходят на Триумфальную площадь каждое 31-ое число вместе с Лимоновым. И чтобы никто, не дай Бог, не подумал, что они хоть сколько-нибудь симпатизируют Лимонову. Г-н Орешкин вон даже несколько искрометных абзацев написал исключительно ради достижения этой цели – максимально дистанцироваться.
Ну что же – в условиях, когда идеологические власти страны много преуспели в деле размывания нравственных ориентиров и принципов, желание приличных людей точно определить свое место в этой клоаке вполне объяснимо. И попытка разделения так называемой элиты общества по принципу «свой – чужой» – естественная реакция любого советливого человека в сегодняшней России. Для которого его личная репутация все еще имеет значение.
Меня тоже воротит от слогана «Сталин, Берия, ГУЛАГ…». Но слоган этот уже не актуален. Просто потому что его основные персонажи давно умерли. Он лишь рождает в нас отвратительные ассоциации. А сколько сегодня «приличных» людей (тот же, например, разлюбезный наш Леонид Радзиховский) могли бы выйти на улицу (если бы поступило указание), например, под таким транспарантом: «В будущее без опаски! Путин, Сечин, Дерипаска!» Список этот удручающе широк. Шокирующе широк. И требуются серьезные нравственные усилия, чтобы его весь поместить за ту самую черту. То есть из графы «свои» вычеркнуть, а в графу «чужие» вписать. Потому что в нем много имен тех, кто еще совсем недавно ассоциировался в наших головах с такими понятиями как «либеральные ценности», «демократические принципы» и т.д. и т.п. Но сделать это совершенно необходимо тем, кто действительно озабочен сохранением собственной репутации.
Поясню на простом примере. Мне представляется, что сегодня нормальному человеку (в нашем понимании) стыдно признаваться, например, в дружбе с Алексеем Кудриным. (По моему разумению, не в пример стыднее, чем, скажем, с тем же Эдуардом Лимоновым.) Несмотря на весь его пылкий либерализм и несомненную приверженность разного рода гуманистическим принципам. Просто потому что «обобщенный Кудрин» сделал для становления путинского режима несравнимо больше, чем, например, «обобщенный Сечин». Потому как ничего бы не смогли добиться эти незамысловатые ребята из кооператива «Озеро» (да даже ЮКОС толком украсть не смогли бы), если бы не скромные бухгалтеры в засаленных нарукавниках с хорошим экономическим образованием и твердым представлением о том, что частная собственность незыблема, а свобода лучше, чем несвобода. Правда, за некоторыми исключениями, диктуемыми внешними обстоятельствами, на которые они предпочли закрыть глаза. Но не за просто так. За просто так «российский либерал» ни на что закрывать глаза не согласен. Другое дело – за посты, госдачи, господдержку своих начинаний, своих университетов, фондов и т.д. А при встрече этот «обобщенный Кудрин» будет вам шептать на ухо: «Мы – последний сдерживающий фактор. Вы не представляете, как бы они распоясались, если бы не мы… А уж про плоскую шкалу подоходного налога точно можно было бы забыть…» На замечание «а ничего, что пока вы бились за плоскую шкалу подоходного налога, была полностью разрушена политическая система довольно большой страны, в которой теперь нет ни партий, ни выборов, ни политической конкуренции и т.д.?» «обобщенный Кудрин» реагирует крайне нервно – обзывается радикалом, экстремистом и предлагает идти на улицу к Лимонову.
Я вовсе не собирался никого ни с кем сравнивать. Я просто хочу сказать, что в наши критерии оценки «своего круга» сегодня приличному человеку в России необходимо вносить существенные коррективы. Это вовсе не означает, что в него надо вписывать Лимонова. Но вычеркнуть придется очень многих. Чтобы просто случайно не оказаться в их числе… Другими словами, в списке тех, от кого хочется немедленно и бесповоротно отмежеваться, Эдуард Лимонов не может занимать первое место. Есть претенденты повесомее…