Крестить и просвещать?
24 июня 2010 года Отдел религиозного образования и катехизации выпустил документ под названием «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви». Главный его раздел посвящен одной из самых насущных и спорных церковных проблем — подготовке к крещению.
Предполагается ввести в обычную практику церкви институт «оглашения» — процедуру подготовки к крещению, принятую в древней церкви, но обычно игнорируемую в современной приходской практике. В древности люди обычно приходили в церковь в сознательном возрасте и прослушивали, как сказали бы теперь, специальный курс лекций, посвященный основам вероучения. Позднее, когда абсолютное большинство крещеных стали составлять младенцы, а родители воспитывали детей в христианской вере, эта практика была забыта. Сейчас в церковь часто приходят взрослые люди, которым, однако, в некоторых храмах предлагают лишь заплатить известную сумму и не опаздывать к началу совершения обряда. Понятно, что многие крещенные таким образом более не переступают порога церкви, а если и приходят, то только затем, чтобы поставить свечку «за здравие» или «за упокой» и тут же удалиться.
Церковному начальству такое положение дел не нравится. Поэтому в документе синодального отдела предлагается проводить оглашение со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими креститься. Исключение составляют лишь особые случаи: например, если крещаемому угрожает смерть. Формы и сроки могут быть различными, но предусмотрен необходимый минимум — «проведение двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа». В документе сказано, что «в период между беседами предполагается самостоятельный духовный труд: чтение Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода». Таким образом, крещаемый должен хотя бы раз поприсутствовать на богослужении и прочитать хотя бы несколько страниц из Нового Завета. Отметим, что речь идет именно о минимальных требованиях. В приходах, где создаются благоприятные условия, желательно повышать уровень минимальных требований к оглашаемым.
Если положения выпущенного документа станут правилом для всей церкви, это означает принципиальное изменение подхода к ее пополнению новыми членами. Место количественных показателей должны занять качественные. Проблема в том, насколько сейчас церковь готова к таким изменениям.
С одной стороны, ясно, что человек, крестившийся формально и не знающий основных положений вероучения, не может быть опорой церкви. Неудивительно, что наиболее активные священнослужители стараются принимать в церковь лишь тех людей, которые имеют хотя бы элементарную подготовку, позволяющую думать, что ими был сделан сознательный выбор. Среди них как «либералы», так и «консерваторы» — обязательная катехизация еще с 1990-х годов принята в общине священника Георгия Кочеткова (тогда же лишенного прихода в Москве из-за конфликта с традиционалистами) и в других «либеральных» приходах. А в прошлом году в Екатеринбургской епархии, возглавляемой далеко не либеральным архиепископом Викентием, местным миссионерским отделом были разработаны «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься, который носит обязательный характер.
С другой стороны, есть несколько проблем, которые препятствуют распространению катехизации. Иногда они достигают немалой остроты и приводят к конфликтам. Только что в Красноярской епархии произошел скандал, прямо связанный с проблемой катехизации перед крещением. Архиепископ Антоний уволил со всех должностей главу епархиального миссионерского отдела протоиерея Геннадия Фаста за то, что он придерживался тех же принципов катехизации, которые предлагаются синодальным отделом.
Пожалуй, самая очевидная причина создавшейся ситуации — отсутствие традиции оглашения в Русской церкви. Однако в царской России православие было государственной религией, взрослых крестили редко (обычно если речь шла о переходе из нехристианской конфессии) и этому предшествовало катехизация — пусть самая элементарная. Что же касается Советского Союза, то в нем сам факт принятия решения о крещении в сознательном возрасте было демонстрацией веры в стране с официальной атеистической идеологией.
Второй аргумент против катехизации: раз крещение обязательно для спасения человеческой души, то недопустим любой риск, который возрастает, если крещение откладывается — а вдруг человек умрет в период оглашения? Этот аргумент носит не только логический, но и эмоциональный характер и сильно действует на чувства верующих. В то же время есть и другой возможный подход, свойственный психологии религиозных людей, который можно сформулировать предельно коротко: «Все делается по воле Божьей».
Третья проблема связана с конкретными особенностями современных российских приходов, в том числе с их материальными интересами — что ни говори, массовое крещение выгодно. С другой стороны, у священников, загруженных службами и многочисленными требами (освятить квартиру, машину и др.), не всегда есть время для занятий. Кроме того, не у всех священников есть достаточная квалификация, многие не привыкли разъяснять людям в индивидуальных беседах вопросы вероучения — для некоторых даже произнесение обычной проповеди сложная задача. Да и сам приход часто лишен сплоченности и серьезной организации, если не считать небольшого «актива» (это не только небрежение со стороны конкретных священнослужителей, но и объективная проблема современного «атомизированного» общества). Отсюда неприятие новых идей со стороны значительной части клира — впрочем, оно обычно носит «тихий» характер, идти на конфликт мало кто хочет.
Четвертая проблема связана уже с особенностями оглашаемых. Современные россияне часто не воспринимают приход в церковь как дополнительный труд, связанный с необходимостью еще чему-то учиться (хотя бы минимально). Поэтому церковь действительно может лишиться многих неофитов, но только из числа тех, для которых крещение не является осознанным выбором.
В любом случае, появление документа Синодального отдела религиозного образования и катехизации свидетельствует о том, что решение вопроса об официальном введении оглашения выходит на «финишную прямую». Оно может состояться уже на ближайшем Архиерейском соборе, который состоится в феврале 2011 года. Возможно, окончательный вариант решения будет носить компромиссный характер, учитывающий мнение оппонентов, но его основные параметры, скорее всего, будут предусматривать расширенную по сравнению с нынешней катехизацию до крещения.
Автор - первый вице-президент Центра политических технологий