Налог на беззаконие
Недавно в Москве состоялась некая рабочая встреча представителей неправительственных организаций. Позволю себе неточно процитировать Олега Орлова, председателя совета правозащитного центра «Мемориал». Речь шла о взаимоотношениях России и Страсбургского суда: что касается денежных компенсаций, то они выплачиваются аккуратнейшим образом, день в день. Но, по сути, происходит уплата налога на беззаконие.
Поясняю. Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
Таким образом, если ЕСПЧ признает нарушения прав конкретного человека Российской Федерацией (в нашем случае), то речь идет не о немедленной отмене того, что уже наворотила Российская Федерация, а о легитимации обиды гражданина на государство. Обиду признали? Спасибо. Деньги, как сказал Орлов, выплачивают без проволочек. И все. Попытки выяснить, привлечены ли к ответственности должностные лица, допустившие нарушение прав человека, были безуспешны. Более того, в январе прошлого года появилось первое пилотное постановление в отношении России по проблеме неисполнения или задержек в исполнении решения внутригосударственных судов.
Далее цитирую: «… государство-ответчик должно создать, в течение шести месяцев с момента, в который настоящее постановление станет окончательным в соответствии со статьей 44§2, эффективное внутригосударственное средство правовой защиты или комплекс таких средств, которые обеспечили бы быстрое и адекватное восстановление нарушенных прав, включая возмещение ущерба, в случае неисполнения или задержек в исполнении национальных судебных решений в соответствии с принципами Конвенции, закрепленными в постановлениях Суда…»
Мисюсь, где ты? Государство Российское, у которого снега в зимний день не допросишься, честно выплачивает компенсации. А вот насчет попранной справедливости разговор особый. Компенсации на самом деле платим мы с вами, налогоплательщики. А справедливость мы сами, в условиях созданной вертикали, восстановить никак не можем. А другие этого делать попросту не собираются.
В сентябре Мосгорсуд признал незаконным отказ столичных властей в согласовании «Дня гнева» 20 марта. До этого тем же Мосгорсудом было признано незаконным продление сроков следствия по уголовному делу в отношении сотрудников фонда Hermitage Capital, в рамках которого был арестован и позднее погиб в следственном изоляторе юрист Сергей Магнитский. Премия «Тэффи» присуждена Манане Асламазян (о чем россияне узнали чисто случайно). Что общего между всеми этими событиями и причем тут ЕСПЧ?
Общее заключается в том, что постфактум все всё знают про законы и законность. Признанием незаконности запрета мартовского мероприятия в сентябре уже ничего не изменишь. И признанием незаконности продления сроков следствия умершего Магнитского не оживишь. Но формально буква соблюдена. И никакой Страсбург не придерется. А по сути воз и ныне там.
Что до Мананы Асламазян, то присуждение ей награды есть не только объективное признание ее заслуг, но и понимание того, что дело ее было политическим, а не «спором хозяйствующих субъектов». И тайны вокруг факта получения ею этой награды абсолютно подтверждают мою бессмертную мысль. Протокол прислонения к приличным людям соблюден, а на самом деле все по-прежнему.
Я, наверное, наивна, но мне кажется, что подобный прецедент должен был бы означать изменение ситуации в глобальном плане — премируют опального, значит, ветер переменился. Но, увы, нам еще ох как долго ждать возвращения Мэри Поппинс. Правда, мы все делаем вид, что она уже вернулась. И… платим за эту иллюзию. Деньгами, обманутыми надеждами, правовым нигилизмом соотечественников от прапорщиков до генералов включительно, я уж не говорю о министрах и главнокомандующих... В общем, классно начальники нашей Родины дурят и нас с вами, граждане россияне, и Европу. По твердой таксе, за наши деньги. Сделать, как считаешь нужным, потом признать собственную неправоту, чуть потрясти мошной и… продолжить действовать в вышеописанном ключе.
Фотографии РИА Новости