КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииЗападник на Западе

15 ДЕКАБРЯ 2010 г. МИХАИЛ БЕРГ

 

Как к российским либералам относятся на Западе? Кто их сторонники? Что пишут вполне вменяемые демократы-интеллектуалы о системной и несистемной оппозиции? Что говорят о России в американской университетской среде? Кто сторонник наших «правых» в Европе и Америке? Этой отнюдь не очевидной теме я решил посвятить цикл статей.

 

Западнику нужно жить в России. Здесь у него сильная позиция, как нигде. Ему, конечно, не доверяют власти, ему не видать государственной карьеры, его не любит значительная часть общества, он в абсолютном меньшинстве. Но его позиция освящена культурой, она культурно вменяемая. И пусть толпа колеблет твой треножник, ты знаешь, что нечто важное и трудно определимое, типа всего того, что противостоит невежеству и мракобесию, всегда на твоей стороне.

Предположим, говоришь ты, что мерзкая путинская власть упустила все возможности в тучные нефтяные годы и не построила ни одной дороги европейского класса, в то время как в Норвегии за это же время… (ну, дальше понятно).

Или ты говоришь, что олигархический путинский режим поддерживает себя тем, что не дает людям выбирать тех, кого они хотят, в частности мэров и губернаторов, как это происходит во всех цивилизованных странах. И почти 25% населения (если не больше, причем его наиболее просвещенная часть) лишено представительства в парламенте из-за нелепо высокого регистрационного барьера для партий, которым в наших условиях даже провести нормальную агитацию невозможно, в то время как во Франции достаточно 3-х человек, чтобы партия, причем путем уведомления, а не регистрации, была создана.

Или ты приводишь пример проворовавшейся «Роснефти», или очевидной связи тех или иных преступлений с руководителями партии «Единая Россия» и вместе с резонной долей возмущения резюмируешь, что после того как чиновник будет обвинен в подобном преступлении (или только подозреваться в нем) в какой-нибудь Англии или Америке, его уже на следующей день не будет в кресле чиновника, а расследование всех обстоятельствах начнется в ту же минуту, как СМИ сообщат о деле. Потому что в том мире, который зовется цивилизованным, репутация дороже жизни, а у нас…

И в момент, так сказать, торжества, когда полемический ход мыслей обнажает наше цивилизационное отставание, формулирующий свои соображения западник ощущает себя как бы приобщенным к некоему пространству ума, правды и справедливости. Это пространство объединяет его с множеством умных и образованных людей как в нашей несчастной и, увы, убогой стране, так и за ее пределами, где социальный мир куда приятнее и справедливее.

Как бы этот западник удивился, если бы узнал, что образованный западный человек из той же Америки, Франции или Норвегии, поняв, в каком контексте сравнивают его родину и нашу пропащую Россию, в лучшем случае покачает головой и скажет: все, знаете ли, сложнее, у нас тоже есть недостатки, только свои. Это при личном общении. А вот если это не вы вдохновенно говорите, а он, скажем, прочитает, то ничего хорошего в ответ он не скажет. А либо просто плюнет, либо пробормочет что-то про русский максимализм и идеализм, про не очень вменяемую российскую интеллигенцию, то есть займет ту же самую позицию, которую западник занимает по отношению к нашему российскому непросвещенному болоту. И это в лучшем случае.

Здесь я должен сказать, что нахожусь в затруднительном положении. Дело в том, что, как человек и писатель, я, конечно, презираю путинско-медведевскую власть с головы до ног. И конечно, симпатизирую тем, кто эту власть критикует, разбирает по косточкам ее многочисленные преступления и недостатки, кто борется с этой властью — здесь я в привычных определениях не то что либерал, я, пожалуй, даже радикал типа Джона Локка, который, как известно, говорил, что если власть нарушает конвенцию о справедливом и честном отношении между ней и народом, то народ имеет право на все, в том числе на вооруженное восстание. Так писал умница Локк, и я с ним согласен.

Однако все, что я буду говорить в дальнейшем, никак не усилит, а, увы, даже ослабит позиции тех моих коллег либералов-западников, которые справедливо несут путинскую автократию, но, постоянно сравнивая Россию и Запад, допускают, на мой взгляд, серьезнейшую методологическую ошибку. И методологическая ошибка — это самое мягкое, что можно сказать.

Тут необходимо пояснение. До перестройки я принадлежал к среде, которая не только не воспевала советскую власть, но не хотела даже мизинцем работать на советский режим. Именно поэтому мы, люди с высшим и подчас хорошим образованием, выбирали маргинальные социальные ниши, чтобы не укреплять мерзкую власть даже случайным плевком. Книги и информацию с Запада, а преимущественно мы были западники (хотя, конечно, не все), мы получали от приезжающих в страну иностранцев — профессоров, художников, издателей, жен и мужей наших друзей-эмигрантов. С ними мы говорили обо всем на свете, в том числе об этом самом Западе. В основном это были культурно вменяемые люди — они ругали Маргарет Тэтчер, которая сокращает расходы на культуру и образование, ругали Рейгана, который просто пошляк-ковбой. Нам это было и понятно, и не очень. Нам куда важнее было, что и Рейган и Тэтчер серьезно критиковали советской строй, а то, что они там что-то делали не так с точки зрения рафинированной интеллигенции, нам это было как-то по барабану.

Особенно смешно было, когда какой-нибудь культурный левый иностранец (а культурный и левый часто было синонимом) говорил совершенно ослепительную вещь: да, мол, цензура и партийный контроль, но все-таки у вас бесплатная медицина и бесплатное образование. Что, что ты сказал, в таких случаях орали мы: «Какая там, на хер, бесплатная медицина — ты видел наши поликлиники, ты стоял часами в очереди вместе с бабулями со всего района?»

Я это к тому, что примерно так же реагируют культурно вменяемые люди на Западе, когда они слышат, как Россию сравнивают с хорошо знакомой им страной, словно реальность с раем. Да, соглашаются они, в той же Европе или Штатах куда более гибкая социальная и политическая система, но представлять западный мир как полюс справедливости — значит быть идеалистом, который ничего не смыслит в реальности западной цивилизации. И о так называемой свободе западного мира, который, мол, всем пионерам пример, в Америке вопят только самые мерзкие правые, вроде младшенького Буша с компанией, безбашенной Сары Пейлин и членов движения «Чаепитие», в котором процент мракобесов такой, что ДПНИ Белова-Поткина просто ПЕН-клуб какой-то.

То есть когда мы говорим, а вот в Штатах в такой же ситуации, а вот во Франции или Норвегии в то же самое время, мы должны понимать, что, с точки зрения культурных демократов западного полушария, мы превращаемся в недалеких простаков, повторяющих пропаганду самых рьяных республиканских агитаторов из Техаса или Невады, которые промывают мозги своему электорату, увы, ненамного более просвещенному, чем наш.

 



Обсудить "Западник на Западе" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Западник на Западе-5 // МИХАИЛ БЕРГ
Западник на Западе-4 // МИХАИЛ БЕРГ
Западник на Западе-3 // МИХАИЛ БЕРГ