КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииИтоги года. Между Западом и Востоком

4 ЯНВАРЯ 2011 г. МИХАИЛ МАРГЕЛОВ

Коллаж ЕЖ

В прошедшем году внешняя политика была успешной – России удавалось оставаться между Западом и Востоком, сохраняя тем самым определенную самостоятельность своей линии. Вопреки любым разоблачениям WikiLeaks, отношения с США, Евросоюзом и НАТО явно теплеют. Оказала здесь положительное влияние «перезагрузка» с мировым лидером – США. Я специально подчеркиваю – с «мировым лидером», потому что считаю мнение о какой-то слабости Америки безосновательным. Думаю, подтверждать лидерство США статистикой ВВП, военными расходами, количеством выданных патентов, публикациями научных статей и проч., и проч. не требуется. Появление новых экономических центров силы ни о чем в плане ослабления США не говорит.

Много было сказано о ратификации договора о СНВ в Сенате. Это важно, конечно, но, думаю, «перезагрузка» может успешно продвигаться не только в разоруженческой области. Тут легко столкнуться с серьезными противоречиями между нашими странами. Сколько их вокруг вопроса противоракетной обороны, а ведь еще, например, есть проблема тактического ядерного вооружения.   

«Перезагрузку» нужно наполнять иным конкретным и взаимовыгодным содержанием. Например, в июне этого года состоялся визит президента Медведева в США. В ходе визита принято девять совместных заявлений как раз по содержанию «перезагрузки». Это и стратегическая стабильность, и сотрудничество в борьбе с терроризмом, Афганистан, партнерство в области инноваций. То есть «перезагрузка» — это не только безопасность. Постепенно снимаются разногласия между нашими странами по поводу присоединения России к ВТО. Достигнута договоренность об устранении барьеров на пути американских продуктов в Россию. Россия поддержала ужесточение санкций к Ирану. Россия поддерживает США в Афганистане. Открыт транспортный коридор через территорию нашей страны, а недавно впервые в истории прошла совместная операция американских и российских спецслужб по ликвидации трех героиновых и одной морфиновой лабораторий в Афганистане.

Можно утверждать, что «перезагрузка», пусть медленнее, чем хотелось бы, но происходит. В договоре о СНВ нет преимуществ ни у одной из сторон. Взаимные проверки и инспекции обговорены в нем вполне удовлетворительно. По поводу приема Грузии в НАТО руководство альянса хранит, по сути, молчание. Администрация США на удивление спокойно отреагировала на изменение отношений России с Украиной. Россия согласилась на ужесточение санкций против Ирана. Уже близится завершение работы над докладом рабочей группы по присоединению России к ВТО. Есть сведения, что администрация США готова в ближайшие месяцы отменить действующую в отношении России поправку Джексона-Вэника. Россия в свою очередь отказала Ирану в поставке С-300. В Конгресс был возвращен важный для нас документ, известный как «ядерный договор 123». И теперь этот «ядерный договор», по сути, вступил в силу. Документ открывает дорогу для совместных работ в области атомных технологий и предполагает обмен этими технологиями и их нераспространение. Понятно, что сотрудничество в такой высокотехнологичной и «деликатной» области требует достаточно высокой степени доверия сторон. По мнению «Росатома» России, в рамках «соглашения 123» стороны могут решить проблему «замыкания ядерного топливного цикла». Речь идет о получении такого топлива для атомных электростанций, которое можно было бы после соответствующей переработки использовать в реакторах. Другим возможным наполнением соглашения может быть разработка новых реакторов, в том числе реакторов малой мощности, на быстрых нейтронах, высокотемпературных реакторов. И так далее.

Есть продвижение и в отношениях с Евросоюзом и НАТО. Последний саммит Россия-Евросоюз в Брюсселе подвел итоги успешной европейской политики России в этом году. Саммит органично включается в цепочку событий – Довиль, Лиссабон, Варшава, наконец, Брюссель. Сюда же я добавил бы и договоренность Москвы и Берлина в Мезерберге летом этого года о создании комитета Россия – Евросоюз по вопросам внешней политики и безопасности. Но, наверное, главное произошло в преддверии саммита: были согласованы позиции России и Евросоюза по условиям российского присоединения к ВТО. Если вспомнить, с какой натугой и как долго шли переговоры по этой теме, то подписание меморандума следует считать бесспорным успехом. Было заявлено, что Россия и Евросоюз начинают осуществлять программу «Партнерство для модернизации». При этом у российской стороны не вызвала публичных возражений позиция Брюсселя, согласно которой модернизация должна так или иначе коснуться политической системы России. Я бы отнес к успеху саммита и спокойную тональность, в которой на этот раз обсуждались энергетические проблемы. Что касается визовой проблемы, то ее решение – процесс длительный. Ведь среди условий Брюсселя по отмене виз есть требование о ликвидации коррупции в России. В Сингапуре эта ликвидация продолжалась 30 лет. И коррупция даже там, наверняка, все еще есть, как и в странах Евросоюза.

Президент Медведев в конце года участвовал в трех международных встречах – «двадцатка» в Сеуле, второй по счету саммит Россия – АСЕАН в Ханое и саммит АТЭС в Иокогаме. Президент провел переговоры с «хозяевами» этих саммитов. Восточное направление внешней политики сегодня активизируется. Россия вспомнила, что она тихоокеанская страна. Между тем, российский Дальний Восток с точки зрения развитости, мягко говоря, сильно уступает соседям. И тесные связи со странами АТР, которые в совокупности стали центром экономической силы, могут помочь модернизации этого региона России. Конечно, при условии, что Сибирь и Дальний Восток станут активно участвовать в отношениях с АТР.

Таким образом, в 2010 году в российской внешней политике не было явного крена ни на Запад, ни на Восток.



Обсудить "Итоги года. Между Западом и Востоком" на форуме
Версия для печати