КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЧетвертый

4 ФЕВРАЛЯ 2011 г. АНТОН ОРЕХЪ

РИА Новости

У «Олимпстроя» уже четвертый руководитель. Вайншток породил Колодяжного, Колодяжный породил Боллоева, Боллоев породил Гапликова. Кого породит Гапликов и сколько еще будет имен в этой библейской цепочке, мы не знаем, как и не знаем наверняка – хорошо или плохо, что у госкорпорации, занятой еще недавно (до получения ЧМ-2018) главным имиджевым проектом страны, руководители меняются каждый год.

С одной стороны, понятно, что вы воскликните: воруют! Но ведь, с другой стороны: раз их каждый год меняют, значит, пресекают воровство? Или дело вообще не в этом? Может быть, «Олимпстрой» просто не справляется с эпохальной задачей?

Это была в либеральной среде доминирующая идея: не успеем мы ни черта построить в Сочи из обещанного к 2014 году. В либеральной среде вся эта затея вообще не приветствуется, и на страницах «ЕЖа» других дураков, кроме вашего покорного слуги, кто поддерживал бы идею проведения Игр в России, не нашлось. Но я ведь их просто поддерживал, не испытывая перед Олимпиадой религиозного трепета и не оправдывая заранее воровства, распилов, бесхозяйственности и простой глупости.

Но вот в том, что как раз объекты-то мы построим – в этом у меня не было ни миллиграмма сомнения. Для меня это было так же очевидно, как и то, что солнце всегда будет подниматься на Востоке. Проблема Сочи – это не проблема механического возведения неких строительных конструкций. Возведем. Как возведем мы подобные же конструкции и к Универсиаде в Казани, и к Чемпионату мира по футболу. Графики соблюдаются, стадионы строятся. Со дня на день в Сочи на олимпийской горнолыжной трассе даже первые соревнования пройдут!

Проблема в том, что идея может оказаться важнее людей. Кто думал о людях, когда строили ДнепроГЭС? Кто думал о них на БАМе и на целине? Кто думал о природе, которую легко приносили в жертву?

Все, кто был в Сочи из моих знакомых, четко отмечают две вещи: стройка кипит, но на этом празднике мы – лишние. Если задумано по проекту прокладывание чудо-магистрали, то магистраль действительно кладут очень даже неплохо. Но съезд с магистрали на второстепенную дорожку, не упомянутую в олимпийском кондуите – это по-прежнему грязная грунтовка. В ста метрах от олимпийской инфраструктуры – все те же дома без канализации.

Мы хотим развивать Сочи как международный курорт и говорим о необходимости строить доступные гостиницы. Но в процессе олимпийской стройки туристы просто перестали ездить в Сочи. Маленькие отельчики домашнего типа, которые начали появляться в Сочи, просто не продержатся до 2014 года и закроются. Да они уже закрываются!

Нам обещали новые рабочие места в связи со строительством дорог, аэропортов, тех же гостиниц и олимпийских арен. Действительно, народищу понагнали тысячи. Но кто они? Те же гастарбайтеры, что в Москве, Питере и по всей России. Из Абхазии еще народ крутится. То есть дешевая рабсила, часто сомнительной квалификации.

Про переселение граждан со спорных территорий – можно и не заикаться. Понятно было, что полностью рыночных компенсаций не будет. Но ведь речь шла об общем улучшении условий жизни сочинцев. Ведь сколько там сараев и хибар! Но муниципальное жилье – проект не очень прибыльный. А элитным жильем город и без того перезастроили – еще бы покупал кто эти квартиры.

Про экологию говорить тоже грустно. Пускай удалось добиться изменения некоторых объектов и даже их переноса – все равно около полудюжины арен так и не прошли нормальной экспертизы и строятся явочным порядком. А затоптанные грязевые источники, вырубленные древние рощи, уничтоженные нерестилища рыб! А беспрецедентно измененные границы Кавказского природного заповедника! Это не менее важно, чем Олимпиада. И все это можно было бы постараться сохранить, не отменяя Игр, а просто сделав все не ради идеи, а по-человечески.

Я все еще считаю полезным для страны проведение крупнейших спортивных мероприятий, как и проведение фестивалей, форумов и прочих представительных действ. Но проблема в том, что, проводя их ради самого проведения (не говоря уж о возможности банально набивать за счет этого карман), мы убиваем всю суть. Действо пройдет. Будут фейерверки, будут приятные воспоминания. Но это не будет тот праздник, который всегда с тобой. Смысл в том, чтобы после Игр или Чемпионата мира осталась польза на долгие годы, а не в том, чтобы с диким напряжением сил что-то провести в течение двух недель или месяца, а по окончании ничего не изменится.   



Обсудить "Четвертый" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Бизнес без крыши // МАКСИМ БЛАНТ
Таял прошлогодний снег // ВЛАДИМИР ВОЛКОВ