Итоги недели. Цирк хромых уток
Ежегодная ассамблея Совета по внешней и оборонной политике (СВОПа) – мероприятие в высшей степени полезное. Во-первых, потому что это – едва ли не единственная в стране экспертная площадка, где выступают носители принципиально разных взглядов. Во-вторых, выбор темы обсуждения весьма точно демонстрирует изменение главных тенденций в российской внешней и внутренней политике. Помню, как за несколько месяцев до официального провозглашения «перезагрузки» глава внешнеполитического ведомства именно на ассамблее СВОП вдруг заявил, что Россия – неотъемлемая часть евроатлантического сообщества, чем поверг в ступор профессиональных борцов с Западом. В-третьих, ассамблея СВОП дает представление о состоянии умов в том, что принято именовать российской элитой.
Ассамблея, проходившая в минувший уик-энд, несколько разочаровала. Может быть, виной тому избранная тема – обсуждали роль культуры в модернизации. Каждый из ораторов говорил о чем-то своем – от православной матрицы русского национального сознания до привычки к двоемыслию и обязательному почитанию начальства, выработанной в рамках этой самой матрицы. Было очевидно, что люди говорят слишком о разном. Поразило другое: записные своповские ораторы, которых не корми, не пои, а дай только заявить о своей позиции, молчали оба дня в тряпочку. Более того, речь министра иностранных дел (к сожалению, не могу привести прямых цитат) была на редкость неопределенной даже для дипломата.
«А чему ты удивляешься? – ухмыльнулся один из моих умудренных опытом собеседников, – у всех на уме одно. И это вовсе не культура и не внешняя политика. Каждый обдумывает собственную персональную exit strategy». Это военно-дипломатический термин, который подразумевает выход страны из боевых действий с наименьшими потерями (в настоящее время его чаще всего используют применительно к предстоящему в 2014 году выводу войск НАТО из Афганистана). И я понял, что выдающихся либеральных и консервативных мыслителей гнетет одна и та же мысль: как без серьезных потерь дожить до инаугурации следующего президента. Тогда в мае его, само собой, назовут светочем демократии и великим корифеем мысли. Штука в том, как угадать его здесь и сейчас.
Но пойди угадай, когда оба участника тандема (один из которых, о ужас, точно через несколько месяцев окажется «хромой уткой») устроили какой-то странный танец с поразительными словесными выкрутасами, которые должны демонстрировать потенциальному другу-конкуренту готовность к «серьезному разговору». Отвечая в сто пятый раз на вопрос о президентских выборах в 2012-м, Медведев вдруг заговорил, страшно сказать, о своих различиях с Путиным: «Мы просто, может быть, по-разному видим методы и способы достижения этого процветания. Но это и есть демократия, это и есть конкуренция». Каково, а? Конкуренция с самим В.В. Правда, остается вопрос, а кто, собственно говоря, будет подводить итоги этой конкуренции. Так и вижу, встречаются в августе в Сочи Вова с Димой, дабы обсудить экономическую и социальную ситуацию в стране и решить, кому предстоит погалерить последующие шесть лет. И Владимир Владимирович говорит: «Да, как единственный избиратель в стране я признаю, что в процессе честной политической конкуренции ты, Дима, меня победил. Твой треп об инновациях и модернизации выглядит предпочтительнее моего рыка о поддержании стабильности любыми средствами. Давай, правь». Скажет, обнимет, прослезится. И разрешит офицерам ФСО выпустить будущего президента из своей резиденции…
Но это произойдет лишь в конце лета. А пока надо поддерживать интригу. Нет, не потому, что национальный лидер сам не знает, как выйти из ситуации, которую он и создал. Все гораздо проще. «Но до выборов еще почти год, и вот эта суета вокруг выборов не способствует нормальной организации работы. Вот если мы сейчас дадим какие-то неверные сигналы, половина администрации и больше половины правительства перестанут работать в ожидании каких-то перемен», — поведал премьер, вскользь оценив собственные способности в деле подбора кадров.
Путин делает вид, что не видит: чем ближе к выборам, тем больше российская элита впадает в ступор. Каждый озадачен тем, как бы каким-нибудь действием или словом не обидеть будущего главного начальника. Ведь не исключено, что все эти танцы хромых уток – очередная проверка, которую отставной подполковник КГБ по привычке устраивает соратникам. Прогнулся передо мной на 20 сантиметров, а перед Медведевым – на 21, все – вычеркиваем из списка. А если вычеркнут (а кого-то вычеркнут наверняка), то тут другая exit strategy – унести деньги и ноги. Далеко не факт, что новый президент даст кому-нибудь уйти так легко, как Лужкову. А не дай бог, весной – половодье, а летом – снова пожары. Никто и пальцем не пошевелит. Ведь в период предвыборной шизофрении избыточная эффективность может оказаться минусом для конкретного чиновника.
Надоело это все, право слово. Элита измучилась. Тандем мечется. Даешь самодержавие!
Коллаж ЕЖ